Закрытый показ. Фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». 12.04.2013

Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности…

Последняя сказка Риты
Россия, студия «Запределье, 2012, 95 мин., цв.
Режиссер и автор сценария: Рената Литвинова
В ролях: Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Рената Литвинова, Николай Хомерики, Сати Спивакова, Регина Айрапетян, Алиса Хазанова, Альбина Евтушевская, Дмитрий Зубов, Ольга Попова
Операторы: Анастасия Жукова, Алексей Неретин, Алексей Бычков, Кирилл Герра, Дмитрий Исхаков
Композитор: Земфира Рамазанова

Премьера фильма состоялась 28 июня 2012 года в кинотеaтре «Октябрь». Рабочее название фильма — «Их было три подруги». Дата выхода фильма в российский прокат — 18 октября 2012 года.

Фильм принимал участие в конкурсной программе 3-го Одесского Международного Кинофестиваля и 34-го Московского Международного Кинофестиваля. Получил специальный приз издания «КоммерсантЪ — Weekend». Актриса Татьяна Друбич удостоена Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

В студии «Закрытого показа» обсуждается фильм Ренаты Литвиновой. Члены съемочной группы, присутствующие на обсуждении: актриса Татьяна Друбич, актер Николая Хомерики, телеведущая и актриса Сати Спивакова, художник по костюмам Екатерина Сычева, актриса Альбина Евтушевская, заслуженная артистка России Ольга Кузина, автор сценария, актриса, режиссер, художник по костюмам, заслуженная артистка России Рената Литвинова.

Позиция «За»
Никита Елисеев – критик, публицист, библиограф Российской национальной библиотеки
Владимир Варава – писатель, доктор философских наук
Александр Данилов – доктор исторических наук, профессор
Мария Марголит – киновед
Светлана Камынина – актриса.

Позиция «Против»:
Мария Кондратова – писатель, критик, журналист
Константин Ларченко – сценарист, режиссер
Мария Безрук – кинокритик



11 комментариев

  1. Наталья wrote:

    Посмотрела вчера в «Закрытом показе» фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Вообще, я обычно эту передачу не смотрю – по ряду причин, но главная заключается в том, что фильмы, которые там обычно показывают, я лично больше трех минут смотреть не могу. Но волей случая два прекрасных фильма я благодаря этой передаче увидела. Первым был «Сад» (понятно, какой) Сергея Овчарова, а второй – вот вчерашний, «Последняя сказка Риты».
    Фильм мне очень понравился. Это, конечно, исключительно мое субъективное мнение, мое личное восприятие – я вполне отдаю отчет в том, что девяносто процентов (ну ладно – восемьдесят) зрителей не смогут этот фильм смотреть вовсе, возмутятся и воспримут его, как провокацию. Что, на мой взгляд, и есть наглядная демонстрация глобального перекоса восприятия среди современных людей. Ибо зубодробильный боевик с реками крови, без которых Добро просто ну никак не может победить Зло; или сопливая мелодрама, в которой за два часа проливных соплей и слюней не прозвучит ни единой настоящей, подлинной ноты; или чернуха про то, как все в нашей повседневности ужасно и отвратительно, будут смотреться с удовольствием. Но не «Последняя сказка Риты», потому что здесь… Но, впрочем – по порядку обо всем.
    Итак, фабульно фильм перекликается с рассказом Ренаты Литвиновой «Очень любимая Рита, последняя с ней встреча». Заметим, что заглавие само по себе звучит как история. И это показательно: Рената Литвинова – что в литературе, что в кино – storyteller. Это понятие, широко распространенное в англоязычном литературном контексте, в русском языке не имеет эквивалента. Потому что слово «рассказчик» передает лишь внешнюю сторону понятия – «тот, кто рассказывает историю», но не передает глубинного смысла – «рассказывает так, что вскрывается суть того явления, о котором повествуется, но без назидания и прямого указания на эту самую суть».
    В рассказе, как и в фильме, повествуется о смерти. Но самом деле – и никакого парадокса в том нет – в рассказе повествуется о жизни. Молодая женщина по имени Рита – Рита Готье – умирает в больнице от рака. Три женщины – соседка по палате, врач Надя, медсестра Таня – словно мойры, до поры до времени стерегут вход туда, куда вскоре уйдет Рита.
    В фильме многое добавляется по сравнению с рассказом. Прежде всего, к великолепному литературному языку Литвиновой добавляется невероятно красивый, продуманный, идеально сделанный (причем, видимо, довольно скромными средствами) видеоряд. Работа художников (среди которых – и сама Литвинова) заслуживает, на мой взгляд, самых высоких похвал. Сразу же надо отметить, что от крайностей, в которые постоянно впадают художники, говорящие о смерти – то есть от чрезмерного трагедийного пафоса и/или от мракобесного мистицизма – Литвинову уберегает великолепное чувство юмора и жизнелюбие. Ирония в этом фильме стала основой и самой истории, и всего видеоряда, и это рождает совершенно невероятное ощущение сосуществования мира Этого и Того – не в переносно-метафорическом, а в совершенно прямом смысле.
    Посланница Того мира, героиня Литвиновой, предстающая перед нами то в декадентском черном кокошнике и вечернем платье, то в медицинском халате, приходит в Этот мир, чтобы проводить в последний путь Риту Готье – душу, «взятую на заметку». Фон, на котором разворачивается действие, то узнаваемо реалистичен (больница, аварийный корпус), то сюрреалистичен (то есть, узнаваем и фантастичен одновременно) – кафе, в котором Таня и Надя «прощаются» с Ритой; бюро ритуальных услуг с разбитой витриной и скобяной лавкой в смежном помещении (продавщица скобяной лавки по случаю продает Тане-Смерти огромную рыбину – для поминок), парковая скамейка посреди заметаемого снегом условного городского пейзажа, а на ней лежит героиня Татьяны Друбич с бутылкой коньяка среди ворон. Наконец, палата Риты со «слегка заложенными кирпичом» окнами и кроватями, больше напоминающими комнатку поэта на Монмартре XIX века. Ну, и совсем наконец – памятник Гагарину, который… нет, не скажу. Кто не видел фильм – пусть будет сюрприз.
    Отдельно меня тронул мотив поиска Таней-Смертью порталов (через которые, надо полагать, и уводят в Тот мир души, «взятые на заметку»). Порталы находятся в старинных домах, которых в современном городе все меньше и меньше. И вот неприкаянная Смерть ходит по городу в обнимку с прибором, более всего напоминающим настенную радиоточку начала 70-х годов прошлого века и ищет сохранившиеся, еще не разрушенные порталы.
    Рената Литвинова не мифологизирует смерть и не профанирует ее. Не заигрывает с ней и не возносит на пьедестал. Да, умирать страшно, но Смерть – если она уважает «взятую на заметку» душу, обойдется с ней хорошо. А что касается страха – так то, как иные люди живут, пострашнее любой смерти будет.
    Мне очень понравился этот фильм потому, что он – настоящее произведение искусства. Здесь все гармонично и совершенно – сценарий, постановка, игра актеров, декорации и костюмы, музыка (саундтрек и песни в фильме – Земфиры) и даже титры. Литвинова – гений и молодец. И снова гений. И большой молодец – и пусть она сделает еще много прекрасного, а случай пусть помогает ей находить людей, которые ей в этом будут помогать так, как помогли все, работавшие над этим фильмом.

  2. наталья wrote:

    Замечательный фильм,впечатление осталось а это самое главное !

  3. PAblo wrote:

    Желаю, Вам дальнейших творческих успехов и оставаться самой собой! Вы просто КЛАСС!!

  4. Елена wrote:

    Вчера-сегодня посмотрела этот фильм. Понравился. Вы художник, мастер эффекта. Спасибо Вам большое за Вашу работу, постоянный творческий поиск, талант. Таких как Вы мало в российском кинематографе и режиссуре.

  5. Юлия wrote:

    Земфира и Литвинова слились в музыке и показали общую картину! Это было незабываемо! Девчонки – вы великолепны! Мечтаю сняться в картине Литвиновой! После просмотра «закрытого показа» 12,02,2013 снились краны )))))

  6. Татьяна Васса wrote:

    Рецензия на фильм Ренаты Литвиновой
    «Последняя сказка Риты»

    Представляю, сколько отрицательных отзывов собрал этот фильм. И не удивительно. Трудно снимать о смерти, тем более, о смерти в таком ключе.

    Но я напишу на этот фильм положительный отзыв. Ренате Литвиновой удалось добиться того, что весь фильм ощущаешь присутствие иномирья, вернее сказать – инобытия. Сделано это очень тонко, можно даже сказать, прикосновенно.

    Смерть у Ренаты Литвиновой это – личность. С этим очень и вполне соглашаюсь. Личность необычная, как, впрочем, личность и самой Ренаты.

    Может быть, кто-то подумает, что это фильм об умирании, что это фильм о любви и разлуке, но для меня этот фильм – посвящение Смерти. Это фильм – о Смерти, как о персонаже и главном действующем лице с собственным отношением ко всему. Это фильм, в конечном счёте – о бессмертии.

    Полагаю, чта картина западёт в душу даже тем, кому он резко не понравился, потому что он адресован прежде всего чувствам, а не уму. Он оставит после себя некое послевкусие чуть печальное, чуть тревожное Но самое хорошее в нём то, что он оставит после себя надежду. Надежду тем, кто ещё не утвердился в бессмертии.

    Хочется отдельное спасибо сказать Земфире, которая своей музыкой попала точно в цель, углубила и оттенила то, что хотела сказать Рената Литвинова.

  7. Альбина Сахипова wrote:

    Посмотрела фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Можно конечно исписать много места словами, но передать ощущения от этого фильма просто невозможно. Для меня этот фильм об ушедших в другой мир, которые буду всегда живы благодаря людям, которые их любят и помнят. И о живых телом, но умерших или умирающих душевно и морально. И что страшнее физическая смерть или смерть души…И теперь ещё больше хотелось бы жить с красивым внутренним миром, тогда возможно ты понравишься Смерти . И она даст тебе право написать сценарий твоего ухода.
    Смотрела обсуждение фильма в программе «Закрытый показ». Удивляюсь над некоторыми людьми. Они пытались разложить фильм на слова, слоги, атомы, на запчасти. И говорили, что не понимают о чём это там… Рената наснимала. Разве можно разложить всё по полочкам и потом понять каждую полочку в отдельности. Я советую этим людям ещё раз посмотреть этот фильм. Но перед просмотром сказать волшебное слово своей Душе: отомри. Тогда, я думаю, нет, я надеюсь, они что-нибудь почувствуют тоже. Не надо понимать или анализировать этот фильм, надо смотреть и чувствовать

  8. Ирина wrote:

    Фильм потрясающий, кто бы что ни говорил. Фильм не выходит из головы.Спасибо Вам огромное, Рената, Вы делаете этот мир лучше.

  9. Елена wrote:

    2 раза посмотрела фильм «Последняя сказка Риты», который, на мой взгляд, переполнен символами, да и сам по сути является символом любви автора к тем, кто бесконечно дорог. С первого раза картина не складывается целиком (для меня). Смотрелась фрагментарно, оглушительно, щемяще… Похоронная эстетика — цвет, атрибуты ритуала, настроение, все отталкивает и притягивает одновременно… Неприятно… Скребет… Мучительные переживания автора, связанные со смертью близких людей, освещает надежда на то, или даже уверенность, в том, что смерть милосерднее, благороднее, мудрее человеческой природы. Переживания, страхи, сомнения, мероприятия — все, что связано с переходом человека в мир иной, обрушивается и не дает спокойно уснуть, после просмотра «очередного» фильма в кинотеатре…
    Любовь и смерть — только они и существуют в мире людей, все остальное сигаретный пепел… «Нам интересны души, способные любить…» А что это за души? А это живые души, которые только и могут умереть для земной жизни… Не любящая душа — не живая, она уже мертва, нет смысла за ней приходить… Но есть и те, кто еще пока жив, или более жив, чем мертв. Выпивающая женщина, трагически напряжена, исковеркана, какой-то неизвестной историей, не смеющая, не способная в своих страданиях, мытарствах, одиночестве дойти до конца. Она пьет. Она много пьет. И она промолчит. В самый отвратительный момент она промолчит, но это не будет малодушие, это накрывшая боль, это онемение и парализованность перед вопиющим не человеческим неуважением к усопшему, к смерти. В фильме натянутым нервом звучит мысль, – чтобы остаться человеком — обязательно с трепетом и почтением относиться к смерти. Нельзя забывать о смерти, ибо она о нас никогда не забывает. Она придет. Обязательно. Разная. Для каждого своя.
    Главный герой картины Николай вызывает особенное чувство сострадания. Если дамы жеманничают, ломаются, кривляются, капризничают, выходят из себя, и это их защита, то для него такой защиты нет и быть не может. У него просто нет защиты. Он на острие, без кожи. И это по-мужски. Когда просто невыносимо больно, но эту боль нужно носить и проживать, пока не отступит… Мужчина не может себе позволить то, что позволяет себе женщина, иначе он — не мужчина. Женщина сильна своими слабостями, мужчина слаб в своей силе. Женский мир — таинственный, разный, глубокий, непостижимый, и этим непобедимый. А все-таки, больше всего сопереживаешь мужчине, беззащитному, искреннему, честному, перед лицом Жизни-Смерти маленькому и оглушенному.
    И самый фееричный, сказочный момент — это ожившая статуя Гагарина. Кажется будто все накручивалось и напрягалось, происходило на пределе возможностей, именно для того, чтобы произошло это чудо! Знак свыше, благословение и помощь. Ничего так не ожидаемо и не принимаемо, ничего так не удивляет и не воодушевляет, как этот эпизод, который как омовение щедро одаривает, – добрые, любящие, живые — в этом мире не просто так… О них заботятся и их любят…
    Великолепный фильм со своим самобытным кинематографическим языком. Постигается самостоятельно без поводыря, без подсказок, путем мыслительной деятельности. Или не постигается…

  10. Наталья wrote:

    Замечательный фильм!Есть большой смысл,к сожалению который,не каждый сможет понять и оценить!!!После Вашего фильма стала иначе смотреть на смерть…Снимайте и пишите дальше,Вы очень талантливый человек, и как видно из сюжета снимаете для людей способных думать и воспринимать действительность, а не на любителей фильмов-однодневок. Успехов Вам!

  11. Ольга wrote:

    Фильм пронизывает насквозь. Для меня сюжетная линия просто отошла на второй план. Поразительно, но Ренате Муратовне удалось передать свое восприятие смерти и донести до зрителя смысл фразы: «Я есть смерть» на уровне тела и чувств. Это невозможно передать не имея своего личного опыта. Самое сильное впечатление оставил эпизод умирания главной героини во сне.