Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене

В МХТ имени Чехова завершился проект «Французский театр. Впервые на русском»

В МХТ им. А.П.Чехова подошел к концу проект «Французский театр. Впервые на русском». Четыре спектакля французских режиссеров по родной для них драматургии стали настоящим подарком для российских актеров и публики. Новые имена, приемы, предлагаемые обстоятельства и, как говаривал один из героев А.Н.Островского: «тонкая французская игра» – оказались подвластны артистам и приняты зрителями, а театральная афиша пополнилась новыми названиями. В общем, с уверенностью можно сказать, что эксперимент удался и оставил по себе добрую память. Символичной в этом плане стала финальная постановка проекта Кристиана Бенедетти по пьесе Маргерит Дюрас «Savannah Bay», посвященная воспоминаниям.

«Savannah Bay» – это вторая встреча московской публики с творчеством известной французской писательницы, драматурга и режиссера Маргерит Дюрас. Постановка пьесы «Шага» с Ренатой Литвиновой в главной роли оказалась настолько удачной, что пережила временные рамки проекта и прочно закрепилась в репертуаре театра. «Шага» о трудностях перевода, о поиске языка, свободного от подтекстов и толкований.

Главная героиня общается с окружающими на выдуманном языке – «шага». Постичь его можно только сердцем. И зрителям к финалу спектакля это удается. «Savannah bay», в сущности, тоже о языке. О причудливом наречии нашей памяти, о внутренних монологах, обрывках воспоминаний и шифрах подсознания, которые, порой, трудно разгадать в одиночку. Наверное, потому психологи и психоаналитики в таком почете. Они и есть те самые толмачи, помогающие объяснить кажущуюся невыразимой душевную морзянку. Главная героиня – пожилая актриса Мадлен. Дюрас посвятила пьесу легенде французского театра и кино Мадлен Рено. На сцене МХТ тоже легенда – Ольга Яковлева, согласившаяся принять участие в этом театральном эксперименте, и лишний раз подтвердившая, что поиск и открытость новому – удел не только молодых. Ассистирует Ольге Яковлевой актриса Наташа Швец, исполняющая роль молодой женщины. По мере развития сюжета зритель узнает, что она – внучка актрисы, чья дочь покончила с собой. Услышав имя Мадлен и неповторимые интонации Ольги Яковлевой, на ум приходит ее Мадлена из «Кабалы святош» в постановке Адольфа Шапиро. Вернее, не на ум, на память. «Но в памяти такая скрыта мощь, / Что возвращает образы и множит…». Спектакль построен как воспоминание. Актрисе предстоит вспомнить в мельчайших деталях то, что многие годы старательно забывалось, – смерть дочери. Смерть, рожденная большой любовью, смерть после родов. От разрозненных фраз, доносимых ветром, от цвета неба, камней и одеяний до полной реконструкции страшной ночи, ее причин и последствий – таков путь спектакля. Героиня Наташи Швец вызывает Мадлен на этот болезненный для обеих разговор, заставляет воскресить давно похороненное в памяти. Для девушки – это не праздный интерес, напротив, попытка разобраться в самой себе, найти нить, связывающую ее с миром. Идентифицировать себя.

Сценография спектакля по мысли автора, должна быть намеренно аскетичной. Все обстоятельства и фон есть в тексте. От зрителя требуется лишь подключить свое воображение, свою память. Пьеса пронизана морем. Кажется, лучшей метафоры для воспоминаний не найти. «Нахлынули воспоминания» и по этим волнам памяти главной героини и предстоит путешествие. Текст Дюрас в переводе Дмитрия Румянцева кажется обрывистым, неровным, но при этом насквозь поэтичным. Ощутить эту поэзию помогает прекрасная игра актрис, двух образов, являющихся продолжением друг друга. Реплика одной порождает монолог другой, фантазия-догадка молодости воскрешает события прошлого, осмысленные со склона лет.

Работа режиссера Кристиана Бенедетти скорее напоминает психологический этюд, нежели спектакль. В центре внимания здесь автор и исполнители. В этом женском пространстве режиссер-мужчина оказался холодным наблюдателем и сделал все, чтобы зрителя ничто не могло отвлечь от сцены – ни режиссерские загадки, ни «новые формы», ни отвлекающее оформление. Спектакль скуп и лаконичен. Но не на талант исполнителей.

Источник



Обсуждение закрыто.