«Власти живут по Цельсию, а народ – по Фаренгейту»

Сценарист, режиссер и актриса Рената Литвинова – одна из самых непредсказуемых и загадочных персон российского театра и кино – в начале 2012 года представит на суд зрителей свой новый художественный фильм «Последняя сказка Риты». О новом проекте на телеканале «Культура», автором и ведущей которого она стала, о том, на какие жертвы готовы пойти женщины во имя красоты, и о том, в чем она видит смысл жизни, Рената ЛИТВИНОВА рассказала «Новым Известиям».
– Рената, многие творческие деятели сейчас активно выражают свою гражданскую позицию и выходят на митинги. Каково ваше отношение к происходящему?

– Я считаю, что это вынужденная мера и момент края – пока еще предупреждение власти, что уже так невозможно. Собственно говоря, власти должны обслуживать народ и прийти в эту толпу, а не проскакивать на мигалках, но такое ощущение, что они живут по Цельсию, а народ живет по Фаренгейту.

– Подводя итоги года, какие художественные впечатления вас особенно удивили?

– Знаете, я была так страшно сконцентрирована на своем фильме «Последняя сказка Риты», что, наверное, смогу ответить только за себя. Меня удивило то, что все-таки картина практически доделана – вот сейчас осталось буквально несколько смен сведения звука. Подумать только – полтора года работы, а мне почти никто не верил, что вот так на своем энтузиазме и на свои деньги можно снять полнометражную мистическую, даже сказочную картину. Очень поучительный опыт был – практически вдвоем с Земфирой тянуть огромную работу, заменяя собой работу целого штата съемочной группы.

– Одна из тем вашего творчества – борьба между светом и тенью. Как она развивается в вашей новой картине «Последняя сказка Риты»?

– Это одна из вечных тем. Если не существует смерти, то тогда совершенно теряет ценность жизнь, если она бесконечна. И как тогда ценить любовь, если всему нет конца? То есть если нет тени, то как ты оценишь свет? А сюжет моего фильма – среди людей обитают некие существа высшего порядка, такие полубоги, которые нас контролируют и отслеживают «красивые души». А по версии этих охотников, «красивые души» – это те, которые способны любить. Для кого-то это сказка, а для кого-то быль. Я, например, совершенно точно верю, что нас кто-то отслеживает, ничто не проходит безнаказанно. Есть масса доказательств тому, что если не ты расплатишься за сделанное тобой зло, то отвечать за это будет кто-то тебе очень близкий. Невероятно красивую музыку написала для этого фильма Земфира. Еще в картине практически дебютирует театральная актриса Ольга Кузина – трагическая актриса с огромным потенциалом.

– Помимо работы над картиной вы подготовили новый проект на телеканале «Культура», который вчера стартовал. Это передача об истории возникновения и эволюции нижнего белья – «Красота скрытого». Какие тайны скрывает за собой его история?

– Если мы начинаем говорить о каких-то истоках, то ничего, кроме нижнего платья, у человека раньше и не было. Это мы сейчас покрылись такими слоями одежды, что есть куча разделений, на верхнее и нижнее. Тайной было для меня, что корсет первыми придумали и одели на себя мужчины! А секрет – уже и не секрет, что во все века женщины жертвенны в своем стремлении быть неотразимыми и найти любовь. И история моды демонстрирует это особенно беспощадно. Если вспомнить, сколько было смертей, для того чтобы соответствовать моде, канонам. Например, один период во Франции было модно появляться на балах в платьях-рубашках из тончайшего шелка «в облипку», и поэтому дамы предварительно смачивали их водой. И когда разгоряченные после танцев они выскакивали на холодный воздух, то неотвратимо заболевали воспалением легких, от которого в то время не умели спасать. Так пополнялись кладбищенские ряды погибшими в расцвете лет дамами, которые так хотели быть модными. Что это, как не жертва?

– Мне кажется, сегодня ради красоты не станут жертвовать своей жизнью…

– И сейчас женщины идут на жертвы – ложатся под ножи хирургов, голодают, ходят на огромных каблуках целыми днями… Конкуренция, конечно, безумно обострилась, тем более что в России демографический перекос в сторону нехватки мужчин, и женщина каждый день одета, как в последний бой, буквально во всеоружии прямо с утра. В охоте на мужчин, что их, конечно, ужасно расслабило.

– Кто сейчас диктует моду?

– Вообще мода придумана для тех, у кого нет воображения, своих идей, как человеку самовыражаться во внешнем облике. Потому что мода нужна тем, у кого нет своего стиля. А если у тебя есть своя индивидуальность, своя манера, то тебе не нужна мода. Поэтому в каком-то смысле журналы мод для того, у кого нет фантазии. А фантазия действительно есть у небольшого количества людей. В основном общество очень ведомое, где-то 95 процентам людей нужен какой-то руководитель во всех смыслах этого слова, поэтому большинство нуждается в лидере.

– Но сегодня, когда наблюдается культ индивидуальности, у многих появилось желание выйти из толпы, поэтому оригинальностью трудно удивить…

– Неправда. Я вот пожила месяц в городке под Берлином – одеваются там предельно нейтрально и удобно, совершенно не включая фантазию. Например, наша съемочная группа была одета исключительно в джинсы, которые стали практически униформой и для мужчин, и для женщин. Ты их надеваешь и превращаешься из бабочки в рабочего муравья, в каком-то смысле становишься, как все. Но русские женщины все равно склонны быть бабочками.

– Рената, вы упомянули о недавних съемках в Германии. О каком фильме идет речь?

– Я снималась в новом фильме культового нидерландского режиссера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Он сам написал сценарий, долго аккумулировал на это деньги. Мне в первую очередь всегда было интересно поучиться у выдающегося режиссера, тем более такого, как Йос Стеллинг. Вообще это мое правило – участвовать там, где есть обмен. Мне неинтересно только отдавать.

– Рената, как режиссер вы чему-то научились у Йоса Стеллинга?

– Знаете, что делает Йос? Фильм у него уже придуман и записан в сценарий. Ему не надо искать долгими репетициями, как мне развиваться, какой быть. Он просто использует твою органику, которая подходит для его замысла, и «вшивает» актера, как некую яркую нить в свой ковер фильма. И Йос ненавидит, когда переигрывают, потому что он совершенно чужд театральности. И так как кино – это все-таки игра не на галерку, а крупный план, поэтому, наверное, самое ужасное в кино наиграть, и это Йос очень сильно отслеживает.

– Йос Стеллинг большой знаток мировой живописи. В его картинах прослеживается влияние Рембрандта, а я знаю, что это и один из ваших любимых художников…

– Да, Рембрандт словно не пользуется яркими красками, словно все происходит в сумерках комнат, но своими картинами он добивается совершенно ошеломляющего воздействия на меня, это такой секрет гения. И Йос в каком-то смысле продолжатель его манеры работы со светом – борьба света с тенью, словно этот свет идет не от лампы, а изнутри.

– Рената, что вы можете пожелать читателям «Новых Известий» в наступающем Новом году?

– Я хотела бы пожелать читателям газеты, чтобы человек всегда имел мотивацию жить и сражаться дальше, а единственный смысл в достаточно бессмысленной и беспросветной жизни я вижу в любви. Ведь смысла в жизни нет, если мы его не назначим себе сами.

Источник



1 комментарий

  1. uliss wrote:

    Нет, скорее наоборот….