Александр Кабаков: В «Красной стреле» Рената Литвинова делала мне массаж сердца
Главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич и авторы публиковавшихся в нем рассказов представили новую книгу «Красная стрела» на 14-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction
28 ноября в Центральном доме художника открылась ежегодная ярмарка Non/fiction. В день открытия главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич и авторы журнала представили гостям выставки только что вышедшую книгу проекта «Сноб» и «Редакции Елены Шубиной» (издательство «АСТ») «Красная стрела». Это очередной совместный проект: в прошлом году вышла книга «Все о моем отце», которая имела большой успех.
«Красная стрела» — это сборник из 35 рассказов современных российских писателей, объединенных общей темой «путешествие».
«Тема путешествий восходит к истокам литературной традиции, — сказал Николаевич. — Она есть и у Стерна, и у Радищева. Мы назвали свой сборник “Красная стрела” в честь поезда, с которым связано огромное количество событий в жизни многих москвичей и петербуржцев. Бренд “Красная стрела”, конечно, слегка устаревающий, но название “Сапсан” было бы для книги слишком унылым».
О колоссальной важности поезда «Красная стрела» как единственной площадки свободной любви в жизни советских граждан рассказал писатель Александр Кабаков.
«В этом поезде ездили только четыре категории пассажиров: полковники, актеры — с “Мосфильма” на “Ленфильм”, уникальные профессора для перекрестного опыления московской и питерской академий и любовники — бессонная ночь в Питер, прогулка со слипающимися глазами по Невскому и менее яркая (потому что даже в молодости силы конечны) ночь в Москву», — рассказал Кабаков.
У самого писателя с «Красной стрелой» связаны далеко не романтические воспоминания: однажды в поезде у Кабакова случился сердечный приступ, и спасла его Рената Литвинова, имевшая, как выяснилось, медицинское образование. Рассказ Кабакова, вошедший в сборник, был написан на основе реальных событий, произошедших с писателем во время его работы журналистом в газете «Гудок».
По словам Евгения Попова, жизнь в нашей стране такова, что писателям ничего придумывать не нужно, поэтому в своем рассказе «Красная стрела» он просто разбавил реальные события фантасмагорией.
Марина Степнова прочитала отрывок из своего рассказа «Где-то под Гроссетто» и поблагодарила редакцию журнала «Сноб»: «Спасибо, что даете нам социальный заказ, тем самым вынуждая писать».
О том, что поездка по Транссибу из Москвы во Владивосток может дать достаточно материала для законченного литературного произведения, рассказал писатель Дмитрий Данилов. В его «146 часов» вошли почти шесть суток наблюдений за жизнью в вагоне поезда «Россия». «На третий день путешествия у меня было полное ощущение отрыва от привычной реальности, будто я в космос полетел. Вышел из вагона с готовым текстом, дома добавил только две строчки», — сказал Данилов.
Профессор Евгений Водолазкин написал рассказ о своей поездке из Берлина в Мюнхен в компании словоохотливого немца-водителя и девушки-ветеринара, с которой они обсудили русскую литературу и жизнь девушки: от первого сексуального опыта до лечения зверей. Эта беседа, по признанию автора, пролила свет на многие важные вещи, например, он понял, что творчество Достоевского — более плодотворная тема для завязывания разговора с девушкой, чем обсуждение погоды.
Выступивший в конце презентации фотограф Антон Ланге рассказал, каково это — за три года проехать все мертвые железные дороги необъятной родины и создать проект «Россия из окна поезда». В книгу «Красная стрела» вошли лучшие фотографии его трехлетнего путешествия.
В завершение презентации Сергей Николаевич напомнил, что сейчас готовится новый литературный номер журнала «Сноб», посвященный творчеству Чарльза Диккенса, «Рождественская песня».
«В этом году 200-летие Диккенса, и нам показалось интересным вернуть его сюжеты, его реальность в современную Россию. И, как выяснилось, капитализм викторианской эпохи и путинская Россия имеют некоторые совпадающие ноты», — сказал Николаевич.
Источник