Первый канал. Закрытый показ. Фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки».
Мелодия для шарманки
Россия, 2009, 158 мин., цв.
Режиссер: Кира Муратова
Сценарий: Владимир Зуев, Кира Муратова
В ролях: Рома Бурлака, Лена Костюк, Олег Табаков, Рената Литвинова, Наталия Бузько, Георгий Делиев, Жан Даниель, Нина Русланова, Николай Слёзка, Яков Кучеревский
Оператор: Владимир Панков
Композитор: Валентин Сильвестров
Производство ООО «СОТА Синема Групп»
Сводные брат и сестра, оставшиеся без матери, накануне Рождества узнают, что их собираются отправить в разные интернаты. Дети не хотят разлучаться и сбегают в большой город, чтобы найти своих отцов. Алёна и Никита попадают на улицу и борются за выживание в мире, где до них никому нет никакого дела…
В рамках программы Александра Гордона «Закрытый показ», которая традиционно знакомит зрителей Первого канала с самым громкими и неоднозначными кинокартинами, состоится обсуждение фильма «Мелодия для шарманки».
Фильм «Мелодия для шарманки» получил большое количество наград:
31 Московский Международный кинофестиваль, 2009 год:
Приз за лучшее исполнение женской роли – Елена Костюк;
Приз жюри ФИПРЕССИ;
Приз международной федерации киноклубов за лучший фильм конкурсной программы.
XVIII Открытый кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок»,2009:
Гран-при «Золотая лоза» за лучший полнометражный фильм.
ХVI Минский международный кинофестиваль «Листопад»,2009 год:
Приз жюри кинопрессы «Фильм как явление киноискусства».
Премия «Ника» Российской академии кинематографических наук в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» за 2009 год.
Медаль Союза кинематографистов Армении режиссеру фильма «Мелодия для шарманки» Кире Муратовой на VІ Международном фестивале фильмов для детей и юношества, Ереван, 2010.
Российская национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» Ренате Литвиновой в номинации «Лучшая женская роль второго плана», 2010.
В центре студии ток-шоу «Закрытый показ», посвященном фильму «Мелодия для шарманки», съемочная группа: исполители главных ролей Елена Костюк и Роман Бурлака, актриса Рената Литвинова, оператор-постановщик Владимир Панков, художник-постановщик Евгений Голубенко, продюсер Олег Кохан, режиссер и соавтор сценария Кира Муратова.
Позиция «За»
Наталья Рязанцева кинодраматург, сценарист, профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР
Никита Елисеев критик, публицист, библиограф Российской национальной библиотеки
Евгений Васильев кинокритик, переводчик
Олег Аронсон кандидат философских наук
Дмитрий Дабб кинообозреватель
Позиция «Против»:
Мария Безрук журналист, кинокритик
Александр Кондрашов обозреватель «Литературной газеты»
Алексей Слаповский писатель, сценарист
Елена Петровская главный редактор журнала «Синий диван»
Эдвард Опп директор фотослужбы ИД «Коммерсант»
Обсуждение этого выдающегося фильма на «Закрытом показе» и вправду было «мутным». А его смысл прост – это тест (свыше) на душевные качества общества.
Дети (с тяжелой кармой) проходят через ряд роковых «случайностей», встречаясь с разными людьми – агрессивными и жестокими, подлыми и очень благополучно-счастливыми. Все они не «чувствуют ситуации» (здесь Кира Муратова неправа – то что они незнакомы – не играет роли) – не срабатывает интуиция, душевное видение не срабатывает. Эгоизм уже «зашкаливает». Это диагноз…и…возможно – приговор.
Ситуации такого рода происходят постоянно. Когда перестанут происходить – нам конец…
Я хочу уточнить, что «душевные качества» я здесь понимаю буквально, а не в смысле гуманизма, сострадания и т.д…т.е.в обычном понимании. Речь идет не о эмоциональной реакции. Т.е. насколько сильно высшие планы психики людей проявляют себя в «реальной» жизни. Они проявляют себя незаметно, но неумолимо. Если проявляют, то человек (положительный) угадает, почувствует критическую, трагическую ситуацию и…дальше уже все будет зависеть от его мужества, гражданской позиции и т.д. Если не проявляют – он пройдет мимо потому что просто не заметит. Кира Муратова права, когда уточнила что никто из персонажей не был знаком с детьми, с их приключениями. Но это обстоятельство и является необходимым условием данной истории, точнее ее смысла (ИМХО). «Счастье» положительных персонажей этой истории и есть та причина, которая привела их к отупению. Это увы! диагноз, очень плохой диагноз, убийственный по-сути. Ибо эти люди уже ШЛАК. А Господь сохраняет мир (по Библии) до последнего праведника, а потом – каюк ! Ибо высшим господствующим энергиям уже нет пути. Не это ли мы сейчас и видим?….
Фильм замечательный в отличии от вялотекущего обсуждения его взрослыми людьми с некчёмными вопросами Гордона. Он вообще удивляет тем, что, как ведущий, всегда упускает главное в беседе. Нет интересных вопросов, чем вызывает раздражение. Так и хочется сказать – разве ЭТО главное?!Спроси у детей, у девочки, каково ей было сниматься в этой роли? А как их родители «отдали» на такие тяжёлые роли? Правда, Кире Муратовой можно было отдать. Как рождался фильм на съёмках, что было особенно трудным? Разговор должен был быть живым, а не умирающим в ночи. Многие из нас впервые услышали об этом фильме и увидели его (ведь прошло уже 4 года!) Так неужели нельзя было в добавление к этой сильной работе и разговор построить живо и интересно?!!! Гордон никуда не годится – совсем не то спрашивает, не заражает никого живыми интересными мыслями. Такое ощущение, что на ходу спит!
Я не смотрела фильм. С интересом посмотрела дискуссию. Мне вообще очень нравится, когда люди беседуют, когда выссказываются разные точки зрения, когда есть попытки понять друг друга. Если фильм Киры Муратовой заставляет задуматься, не оставляет равнодушным таких умных и образованных людей, которые были в студии, значит это очень хорошее кино, его стоит посмотреть, и я это сделаю обязательно. Мне очень понравился мальчик актер, который в итоге программы и резюмировал, и свел на нет всю дискуссию, похоже он оказался мудрее всех присутствующих в зале. И еще: комментарий Галины ужасен, ей кажется, что она знает, что есть ГЛАВНОЕ. А меня, например, абсолютно не интересуют волнующие ее вопросы. Так что на ГЛАВНОЕ возможны разные взгляды.
Посмотрела фильм. Огромное спасибо Кире Муратовой, актерам и всем кто принимал участие в создании «Мелодии для шарманки». Очень настоящее кино, спасибо!
фильм просто ужасный..полный дибилизм..актеры как всегда просто уроды..
Сильный фильм не для всех наверное
Как всегда? Что Вы имеете в виду? И.простите,дебилизм, через «е».
собрание дебилов,кроме режиссера и его актеров
муратова-заядлый символист.эти придурки два часа втыкали в экран и не поняли,что этот фильм не про детей,они,как оболочка,позволяющяя проникнуть прямо в сердце,просто это гениальное решение автора.эти дети-взрослые.в мире существует небольшая группа взрослых людей,я бы назвала чистые взорслые,которые стараются не врать,быть детьми до конца
это же видно :по репликам, по холодности в жестах,их взрослости.эти два маленньких актера сыграли так точно ,что лучше не придумаешь,кира же сказала,что она снимала про себя,это фильм о том ,как протекает жизнь чистых врослых,как они живут в мире или точнее как им живется,а вы, гордон, ебаный мудак,творцов надо почитать,а не тявкать
и это только одна из поставленных задач автора,ибо настоящее искусство никогда и ни в коем случае не может иметь одного ответа