Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих

В постановке МХТ имени Чехова «Свидетель обвинения» дива предстала перед судом присяжных

Рената Литвинова взялась за Марлен ДитрихФото: Екатерина Цветкова

МХТ имени Чехова ангажировал Ренату Литвинову на третий спектакль.

После Раневской, которую актриса играет восьмой сезон, экспериментальной работы в  постановке «Шага», Литвинова сыграла на легендарной сцене премьеру «Свидетель обвинения» по Агате Кристи.

Взявшись за самоигральный детективный сюжет, французский режиссер Мари-Луиз Бишофберже почти отказалась от вольностей, доверившись автору. Она справедливо посчитала, что жанр судебного расследования способен удержать внимание зрителя и без дополнительных сценических эффектов.

Для создания атмосферы послевоенной Великобритании ей было достаточно облачить героев в хорошо скроенные твидовые костюмы, а Ренату Литвинову в меха и элегантные шляпки.

Главное в спектакле вовсе не национальный колорит, а схватка правды и лжи, мужчины и женщины, сторон обвинения и защиты.

Действие спектакля разворачивается в зале суда, где зрителям отведена роль присяжных. Обаятельный и наивный Леонард Воул (Игорь Верник) обвиняется в убийстве пожилой леди, перед смертью отписавшей ему огромное наследство. Единственный свидетель, способный подтвердить алиби Леонарда — его жена Ромэйн (Рената Литвинова), неожиданно для суда становится свидетелем обвинения, выступая против мужа. Защита и обвинение ломают голову над тем, убивал ли Воул, зритель ищет разгадку вместе с героями и в финале, разумеется, обескуражен развязкой.

Фото: Екатерина Цветкова

 

В знаменитой экранизации «Свидетеля обвинения» 1957 года главную женскую роль виртуозно играла далеко не юная Марлен Дитрих. Ее основным противником выступал адвокат мужа — вкусно сыгранный легендарным голливудским актером Чарльзом Лоутеном.

В мхатовской версии акценты немного сменились. На смену Дмитрию Назарову, за несколько недель до премьеры отказавшемуся от роли, пришел ленкомовец Сергей Чонишвили. Из экстренной ситуации актер вышел с достоинством. Сыграл сэра Уилфрида хитрым, хватким юристом, азартно воюющим не с Ромэйн, а с прокурором, к которому явно неравнодушен (безликую мужскую роль обвинителя специально для МХТ переписали под Евгению Добровольскую).

Непрофессиональной актрисе Ренате Литвиновой режиссер уготовил иное назначение. По сюжету героиня автоматически вызывает подозрение и неприятие у окружающих, хотя бы потому, что она иностранка, немка, очутившаяся в послевоенной Великобритании.

Там, где Дитрих брала актерским мастерством, внутренним огнем, скрытым под арийской непроницаемостью, Литвинова привычно спасается изысканной красотой и фирменной манерностью. Ромэйн становится очередной ролью из галереи сыгранных Литвиновой странных существ, которые тянут слова, принимают эффектные позы и существуют каждую минуту сценического времени антиорганично.

Благодаря яркой индивидуальности и отсутствию необходимых для театральной актрисы данных ее Ромэйн противопоставлена всем героям. При желании можно нафантазировать, что ее непохожесть на остальных играет на замысел спектакля — загадочная свидетельница обвинения способна на необычайные поступки именно потому, что она не такая, как все. Как бы то ни было, сюжет Агаты Кристи приходит к своему логическому финалу, несколько измененному режиссером. Спектакль крепко сделан и хорошо сыгран.

Другое дело, что на поклонах понимающий зритель провожает аплодисментами блистательную Полину Медведеву, играющую экономку Джанет Маккензи, а верные поклонники Литвиновой по-прежнему не замечают никого, кроме своей богини.

Источник



Обсуждение закрыто.