Премьера МХТ имени Чехова превратилась в парад бенефисов
Детектив «Свидетель обвинения» (по Агате Кристи) француженка Мари-Луиз Бишофберже ставила в расчете на Ренату Литвинову. В прошлом году они уже работали вместе, когда Литвинова сыграла загадочное пернатое существо (не то птицу, не то человеческую душу) в спектакле «Шага» на Новой сцене театра. И на сей раз героиня Литвиновой не менее экстравагантна – несомненно, что добрая половина зала пришла посмотреть именно на нее. Однако Бишофберже «обхитрила» публику и вопреки ожиданиям поставила спектакль, в котором первоклассные роли оказались абсолютно у всех его участников. Этим и объясняется то, что трехчасовая детективная история полна гротесковых тонов, насыщена юмором и смотрится на одном дыхании.
За последние десятилетия правила актерской игры в отечественном театре в какой-то мере переменились. Некогда доскональный разбор каждого образа, когда подробно, до мельчайших деталей, разрабатывалась походка героя, его жесты, интонации, мимика, сменился упрощенной игрой. Упрощенной в том смысле, что теперь для «правды образа» не следует наносить тонны грима и приклеивать нос, а на сцене выстраивать громоздкие декорации и шить одежду в точности как в воссоздаваемую эпоху. Все предельно условно – минимум внешних красок, максимум – психологизма (ничто не мешало Высоцкому играть Гамлета в черном свитере и джинсах).
Спектакль Мари-Луиз Бишофберже если и не вернулся во времена Станиславского, то на пару шагов приблизился к ним. Часто в «Свидетелях обвинения», прокатившихся волной по России, приходится видеть исключительно детективный сюжет – рассуждения о том, виновен ли Леонард Воул в убийстве богатой англичанки или нет. Исключительно на детективной стороне сюжета и правда можно удержать внимание зрителей, ведь до итогового решения суда (которое выносится лишь в конце спектакля) герои разбирают скользкое и фактически безнадежное дело. Леонард Воул – единственный подозреваемый в убийстве. К тому же он нигде не работает, а убитая дама была одинока и свое несметное состояние завещала ему. Единственной свидетельницей на стороне защиты могла бы выступить жена Воула, но женам судьи, как известно, не доверяют… Поэтому жена идет на крайность и, представив суду ложные документы, обставляет дело таким образом, что Леонарда выпускают на свободу.
Сюжет весьма примитивный, однако в МХТ кропотливо разработали и второй, и третий план спектакля, превратив чисто детективную историю в самую настоящую историю любви. Жену играет Рената Литвинова, удивительно похожая на Марлен Дитрих (на экраны голливудский «Свидетель обвинения» вышел в 1957 году). По спектаклю ее мужем является Игорь Верник – актер с голливудской улыбкой. Однако это едва ли не единственная его главная роль в МХТ, где он избегает своего фирменного стиля и за время действия ни разу не пускает улыбку в ход. Напротив, Леонард Воул открывает Игоря Верника в неожиданном качестве – как хорошего трагического актера. Как искренне клянется он в своей невиновности; как чернеет лицом, когда первоклассный адвокат (Сергей Чонишвили) объясняет ему, что шансов на победу нет никаких; с какой нечеловеческой болью принимает он еще один удар судьбы, когда жена вопреки ожиданиям выступает в суде против него (впрочем, позже выяснится, что именно этот ее расчет поможет любимому мужу выйти на свободу).
Любовь, правящая миром, читается во всех микросюжетах спектакля. Только у всех она разная. Например, глухая экономка убитой хозяйки (ее феерически смешно сыграла Полина Медведева) говорит о своей долголетней привязанности к этому дому. И не страшно, что миллионерша была дамочкой взбалмошной и непредсказуемой – к ней экономка относилась как к родному человеку.
Комичен Судебный пристав (Кирилл Трубецкой), за весь спектакль произносящий от силы две-три фразы, правдоподобна Старшина присяжных (присяжными являются, понятно, зрители) Римма Коростелева.
Но одним из главных достоинств спектакля стал дуэт Евгении Добровольской и Сергея Чонишвили. Героиня Добровольской (прокурор Майерс – железная леди) представляет сторону обвинения, а герой Чонишвили – защиты. Между ними с первых минут заседания суда образуется вольтова дуга. Прокурор готова бороться до последнего, лишь бы упрятать Леонарда Воула за решетку. Но и адвокат не упустит ни единого факта, виртуозно манипулируя судебным процессом. На первый взгляд кажется, что они готовы стереть друг друга с лица земли, но вдруг в интонациях Добровольской проступает второй план: видно, что для этой женщины-прокурора смысл жизни заключается в работе. Наверняка она одинока и чопорна, наверняка ей не повезло в личном плане, но совершенно очевидно, что ей нравится смелость и упорство адвоката. Предложи он ей руку и сердце – она, безусловно, упала бы в его объятия. Впрочем, это лишь штрих к созданному образу, однако он играет немаловажную роль. Видно, что Бишофберже решила как бы противопоставить дуэт Литвиновой и Верника дуэту Добровольской и Чонишвили, что придает спектаклю дополнительную глубину и яркость.
Источник