Рената Литвинова: Тема смерти также неизбежна, как и тема жизни
Свою новую картину «Последняя сказка Риты»Рената Литвинова готовила целых два года. Идею создать утешительное кино о том, что «умирать совсем не страшно», автор обдумывала 15 лет. Она утверждает, что все это время образ картины формировался в ее сознании, как кристалл.
Фильм режиссер снимала на свои средства вместе с Земфирой. Съемки проходили практически в пределах одного помещения, актерам ничего не платили, никто не оказывал поддержки. Литвинова говорит, что за 2 года от ее здоровья не осталось ничего, но воплотить в жизнь многолетний замысел было для нее необходимостью.
- Почему Вы решили снять кино о смерти?
- Любой человек, который пережил потерю близкого, не может не задумываться об этом. Только дети, думают, что бессмертны… хотя иногда, мне кажется, это самое правильное мнение. Дети думают своей душой. Они понимают, что всего-навсего меняют оболочки… А потом человек начинает бояться… он цепляется за эту тему и ему страшно умирать.
Я в достаточно юном возрасте столкнулась с этим. Мой папа был врачом, мама была врачом, я работала санитаркой в домах престарелых, больницах… у меня были случаи, когда бабушки умирали совершенно одинокими. К ним никто не приходил… Было очень грустно смотреть на то, что от них оставалось. Несколько каких-то фотографий, мисочки, чашка, халат, какой-то чемоданчик… Помню, у нас была актриса с афишами… Она часто рассказывала о своих гастролях.
Понимаете, дом престарелых – это гигантское количество никому ненужных людей… Ты остаешься с ними наедине, потому что они больше никому не нужны. Бывало, что у меня на глазах умирали эти женщины. Что я могла сделать? Взять их за руку, утешать и говорить, что это совсем не страшно… Может быть, оттуда взялась такая утешающая идея.
- Пятнадцать лет назад Вы, кажется, снимались в фильме, эпизоды которого вошли в «Сказку»…
- Да. Когда-то у меня была вполне реалистичная новелла и там были два эпизода, которые вошли в фильм. Там я как раз исполняла роль умирающей Риты Готье. Но видите, прошли годы, и эта идея разрослась таким кристаллом.
- А как она трансформировалась?
Она стала более сюрреалистичной. В новелле была просто зарисовка, обрывок.
- Знаю, что прежде чем снимать картину Вы изучили много мифов о смерти…
- Да, и могу сказать, что это очень тонкие моменты. Легенды бывают удивительными… Например, о том, что смерть иногда приходит во снах… Она предупреждает… Я правда не знаю зачем… Наверное, чтобы ты успел попрощаться и написать завещание, чтобы после тебя никто не ссорился, и не происходило этих ужасных меркантильных драм.
Но сейчас наступило такое время, когда все утрачено. Эта взаимосвязь между этим миром и тем, утрачена. Но если мы о ней забыли, то они, эти существа, не забывают.
Тема смерти также неизбежна, как и тема жизни. Как свет не бывает без тьмы, а смерть без любви. Любовь не имеет ценности и жизнь не имеет ценности, если она бесконечна.
Екатерина Ляхова
Источник