Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой |
Алексей Васильев | |
Понедельник, 16 Январь 2006 | |
(выдержки) Я подружилась с одной сумасшедшей, ходила к ней. Она была вся в бантиках, знаете, голова — и много бантов нацеплено. Среднего неопределенного возраста — вокруг тридцати, чуть вздутая. *** - Мама ваши фильмы смотрит ? *** На рассвете площадь перед театром перегораживали, все зачищали, и солдаты ждали, когда начнется парад. Я жила в здании, в котором все время происходили какие-то трагические убийства. Оно все было усыпано барельефами с этими косматыми мужчинами — полумужчинами-полульвами, — и мои окна выходили во двор-колодезь. Короче, я помню, вышла в шесть утра, в переулке стояли три машины, и мой пес сел по своему делу прямо посреди вылизанного нашего переулка. И три машины солдат принялись надо мной смеяться. Я так бежала!
Вообще, в институте было принято считать меня «пишущей ненормально». Меня постоянно критиковали, по-сто-ян-но. А я была полностью уверена в их неправоте. Я говорила: «Как вы не понимаете, это ж так красиво! Вы не понимаете, что ли? Вы посмотрите, как это может прозвучать. Это же просто гениально!» Видите, мне были откуда-то даны силы не поломаться от этого, а — наоборот — научиться защищаться. Я восхищаюсь собой тогда. Представляете: вот такой стакан, там я плаваю, а снаружи, из того мира, все мне кричат: «Это — ненормальная. Сумасшедшая! Просто дура!!!» А она все равно, эта рыба, плавает, и ей отлично, и она сквозь воду, сквозь стенки стакана вообще никого не слышит. Я была просто замечательная... Я все время говорю: «Та Рената давным-давно умерла... Но она была столь прекрасна!» *** А однажды я пыталась утащить из ВГИКа лампу дневного света, знаете, были такие длинные лампы? Кончилась эта лампа там, где я жила. А в институте была точно такая же. Мы с подругой ее отвинтили там, где этих ламп было полно, но не знали, как пронести ее через охранника. Я решила просунуть эту лампу сквозь рукава пальто моей подруги, и чтоб она его надела и так, с растопыренными руками, прошла через вахту. Просунули. Я на подругу смотрю и думаю, что же делать, как же объяснить охраннику, что она из института с растопыренными руками идет. А потом думаю: «Во ВГИКе же половина студентов — ненормальные, этот охранник такое целыми днями смотрит!» — и говорю подруге: «А ты когда пойдешь через вахту, сделай вид, что ты как будто в таком полете, ты так рада, что покидаешь это помещение. Ты раскинь руки, как крылья, и с каким-нибудь пением пробеги мимо». Мы репетировали-репетировали, она даже конем скакала, бегала, показывала, как она будет вылетать, но все равно было ужасно. Она была — как Иисус. Или как какое-нибудь чучело на огороде. ***
- Когда еще не было никакой «Ассы», никаких грампластинок, никакой «Иглы», у моего однокурсника Аркаши Высоцкого в квартире на Беговой жил Витя Цой со своими музыкантами. Тогда Рашид Нугманов только-только снял про него документальный фильм «Йя-хха!», и были какие-то кассеты с песнями. И все. Он был очень узко популярен. - И что Цой с музыкантами делали в квартире на Беговой? - Они по диванам лежали. Я помню, они никогда не стояли, все время лежали. Было очень накурено. Я говорю: «Аркаш, что у тебя дома-то творится?» А он говорит: «Давай я тебя с ним познакомлю — он потрясающий совершенно музыкант». Я говорю: «Нет, давай лучше спой какую-нибудь песню его, а я посмотрю». Типа экзамен ему устроила. Цоя не позвали, а заставили Аркашу петь песню. И он спел: «Кто-то завтра попадет под трамвай, погибнут чё-то там... все пассажиры. Дрогнет рука молодого хирурга. Следи за собой. Будь осторожен». Я послушала и сказала: «И что? Вот это он такое пишет? Не, я, Аркаш, чё-то не поняла. Не буду я с ним знакомиться». - Так и не познакомились? - Потом. Он был в таком ненадлежащем состоянии и удивительно мне понравился как эстетический объект: высокий, худой, такой весь в черном-черном, с кошачьей походкой. Но пока он не умер, я его песни не послушала, представляете? А совсем недавно в Питере мы познакомились с красавцем Гурьяновым — он был в группе Цоя барабанщиком. - И чего? - Ну чего? Мы чуть из-за него на самолет не опоздали. - Почему из-за Гурьянова вы чуть не опоздали на рейс? - Потому что он нам как включил концерт «Кино» у себя дома на большом-большом экране, так мы все впали в такую эйфорию, что встать с дивана не смогли. Что-то мне такое передавалось от него! Цой был настоящий поэт и маг; из всех, кого вообще можно воспринимать и кого я знала лично, магов только двое: он и Земфира. - Земфира записала для вашей «Богини» новую песню. - Но она на самом деле тот самый щит, который меня вдохновлял даже до того, как я ее знала. Она очень добрая. Она очень светлая. Я это говорю как влюбленный человек. Но при этом я от нее на абсолютной дистанции. Кто только не говорил мне про нее гадостей: не связывайся ты с ней, будет то, будет это. Как говорили про Нонну Викторовну Мордюкову, про Опеля. И это оказались мои самые вдохновительные, самые питательные друзья. На самом деле то, что говорят об их нестерпимом гоноре, характеризует их как людей требовательных. Если где-то с кем-то у них не срослось — эта ситуация развивается в какие-то дома многоэтажные. Почему? Потому что не срослось с бездарными, а чем люди бездарнее, тем они говорливее. - Какая у вас во ВГИКе была дипломная работа ? - Я защищалась сценарием третьего курса «Принципиальный и жалостливый взгляд». Мне его назначили, я на нем не настаивала, это было единственное, что захотел мой профессор. То, что я писала для диплома — писала ночью, один вариант, другой, третий, а его все не утверждали, — она сочла недостойным. У меня какие-то его ошметки остались, я их недавно перечитала. Вы себе не представляете, как он мне нравится. Все, что недостойно, — мне очень нравится. Боже мой, как мне нравится, что написала та Рената! Я часто вспоминаю о себе именно 24-летней и все время думаю: «Наверное все-таки там, в двадцать четыре года, она умерла». Потому что она была полностью беззащитна. И потом родилась другая. Такая — более сильная. Но мне жалко ту Ренату, она была, конечно, прекрасна. Мне исполнилось 24 года. Когда ко мне приходили актеры на пробы в «Богиню», я спрашивала всегда с такой болью в голосе: «Сколько вам лет?» Если мне говорили: «Двадцать четыре», я отвечала: «Боже мой, я полна сочувствия!» Я считаю, что этот рубеж — самое трагическое время в жизни человека. Ужасно больное время, очень... душеранимое, скажем так. Человеку посылается какое-то дикое испытание. Выясняется: или тебя ангелы берегут, или не берегут. Если ты доживешь до двадцати пяти, у тебя есть шанс дожить до конца жизни. Единственное, чем могу успокоить: говорят, Господь не посылает человеку испытаний больше, чем он в состоянии вынести. *** Я единственное могу сказать: когда пишешь сценарий или когда снимаешь фильм, тут главное не останавливаться. Не спи, не отвлекайся, не ешь особенно — потому что если остановишься, начать заново будет очень сложно. *** - То есть, вы чудили как могли ? *** Хорошие были времена. Я была одинокой и независимой. И сильно наслаждалась этим. Я снимала квартиру на самом последнем этаже высотки на Котельнической набережной, в корпусе, который смотрит окнами на площадь. Внизу — продуктовый магазин, салон красоты и почта с переговорными кабинками (помню, что-то меня в нее понесло, хотела что-то заказать). Чтобы попасть к себе, мне нужно было зайти в арку около центрального входа — и первый подъезд был мой. Я жила в башне: за окном стена загибается волной, как при шторме баллов в пятьдесят и высоко обрывается острыми шпилями в кусок провороненного неба. В кухне у меня было окно огромное, полукругом, как в фильме Фрица Ланга «Метрополис». Фальшивые камины. На цепи в огромной комнате раскачивается бронзовая люстра. В лепнине через каждые полметра вставлена пятиконечная звезда, на крыльях лежит благородная пыль из кожи когда-то проживавших здесь. *** Когда я ее материал в фильме «Нет смерти для меня» проявляла, у меня просто волосы на голове шевелились. А мой звукооператор взял и заснул со своей удочкой. Представляете: посреди этого волшебного монолога я слышу храп. Вообще, со съемочной группой у меня была — такое ощущение — война. Со звукооператором, оператором, монтажером. Я в связи с экономией времени сидела дома и выписывала тайм-коды, монтировала фильм у себя в голове: чик-чик-чик. Приносила ему — и он мне всякий раз одно и то же: «Так никто не монтирует». — «А я монтирую!» Потом рецензию читаю: «Монтировала, конечно, не Литвинова...» Думаю: «Ничего ж себе, там весь фильм на одном монтаже держится!» *** Я стала читать Ника Кейва — из-за того, что он наш композитор, для «Богини». Я вообще не разбираюсь в песнях, но когда услышала его «Red Right Hand» — я поразилась, как она мне подходит по внутривенному миру. Гениальная аранжировка, мне эта музыка была необходима в «Богине», хотя голос его я никуда в фильм не впустила. Вот его стала читать, такая толстая книжка с одним глазом на обложке. Только так я и не разобралась: то ли он бросил героин, то ли он под героином пишет, — слишком абстрактно. Или плохой перевод. Я вообще из-за этого нерусских не могу читать. Поэтому я бросила его. *** Но вы знаете, что такое память? Правда не имеет значения; имеет значение только то, во что верят. И знаете что? Все мои подруги — а их у меня было мало, девушки меня не любят, что ж такое? — они все были какого-то определенного типа. Все время мне попадается тот же тип, что и Света, как неправильно отвеченный урок, который надо пересдавать. Моя жизнь — абсолютный Солярис, мне Хари посылается во всех ипостасях, через кучу посланников. Хотя дело здесь не в совести, как было у Криса; мой Солярис — это скорее судьба. Это небесные ангелы мои добиваются от меня правильного ответа. *** Мне один, не буду называть фамилии, режиссер припоминал: он три месяца или даже полгода ждал от меня сценарий. Потом он меня встречает и говорит: «Ну как, работа идет?» А я отвечаю: «Вы знаете, не буду я вам писать сценарий». Сказала - и пошла. А он стал кричать, кричать мне вслед: «Мне 33 года — и из-за вас я потерял полгода жизни!» А я, как он рассказывает, остановилась, обернулась, усмехнулась, у меня была такая сумочка на цепочке, так я усмехнулась, потянула за цепочку, перекинула сумочку с плеча на плечо и ушла, цокая каблуками. Представляете, какая я в его глазах получилась злодейка? Перекинула золотую цепочку с одного плеча на другое и, жестокая, пошла! А с моей-то стороны я воспринимала все по-другому: чего, боже мой, этот немолодой толстенький мужчина от меня хочет? Я подумала: «Это же где-то было у Чехова... «Мне 33 года», куда-то побежал, как дурачок, швырнулся с моста... А, это же «Неоконченная пьеса для механического пианино», разве что с моста не швырнулся, но монолог целиком прочитал». Почему-то я тогда разочаровалась. И пошла. В действительности я не предаю, и меня судьба за это очень отблагодарила. Но момент искренности во мне тоже присутствует, видно, мне нечего было написать этому человеку. Вообще-то, я ходила на компромиссы из человеколюбия, но и тогда — если был повод отхлестнуться от работы, я всегда его использовала. *** - Вы были членом жюри и вышли на сцену на открытии. После представления жюри вы никак не могли сойти со сцены. Там было всего три ступеньки, а вы мялись на своих каблуках и всплескивали руками в ожидании помощи, а мужчины из жюри проходили мимо. И когда прошли все, вы неловко, как женщина, привыкшая опираться о мужской локоть одной рукой, а другой подбирать юбку, спустились. Только потом я узнал, что среди спонсоров был L'Oreal и женщин, которые выходили в тот вечер на сцену, гримировали специалисты из этой фирмы. А у вас оказалась аллергия на тушь, и когда вы мялись у трех ступенек, вы просто-напросто ничего не видели дальше своего носа. *** Мне кажется, что эта культура, когда ты о собственном теле заботишься больше, чем о собственной душе, просто омерзительна. Когда они себе вкалывают эти губищи, ходят каждый — каждый! — день в свой дебильный клуб, выкачивают там непонятно чего — это ужасно. Мне кажется, что даже все эти разложения, все эти неприятности с запахом изо рта — это вовсе не от неправильного питания. Мне кажется, что это физическое воплощение твоего внутреннего состояния. Я иногда думаю, я просто надеюсь, что Господь Бог или ангелы все-таки посылают людям всякие испытания или даже болезни не в качестве наказания, а для излечения. Сколько я видела людей с такими отталкивающими рожами, жирных, неприятных, циничных, и вдруг они безответно влюбляются, худеют, у них проступает душа, и ты смотришь и думаешь: «Боже, а ведь он — человек». И как крайность, как крайняя мера, человеку посылается какая-то болезнь — чтобы тот, кто только жалуется и сетует, обрел любовь к жизни на пороге ее утраты. Еще быт, конечно, душит. Женщина имеет к этому инстинкт, поэтому она бывает иногда излишне материальна. Я вижу, как прекрасные в прошлом девушки-красавицы вдруг превращаются в надутых полных женщин, которые говорят только о деньгах. Или клянчат у своих мужей: «Купи мне то, купи мне это». Бытовое сознание— это еще одно обличье зла. Очень многие мужчины ошибаются, думая, что поднимут это бытовое сознание женщин до своего уровня. Как правило, это бытовое сознание утягивает их за собой. Но никогда они не взлетают вместе. Удивительная ошибка. *** Свенская — чудесная, замечательная, хохотунья. Она ж там тонуть у меня стала в сцене утопления, по-настоящему. Как-то я ее сильно толкнула. Ее пошли водолазы вытаскивать, я подбежала к краю пирса, хотела помогать. Мне больше всего запомнилась фраза гримерши Виктории Всеволодовны. Она подошла и сказала: «Не надо, Рената, не порть грим». Представляете: я стою на краю причала этого, человек тонет, а я такая — наблюдаю. Странные ощущения. Ее вытащили, конечно, но второго дубля делать не стали. Потом я выпила коньяка. *** Мне позвонила ассистентка по актерам Марина, странно, что она вспомнила обо мне ведь я не состою в актерских картотеках. Что-то у меня тогда была с ногою, поранена была и замотана от щиколотки до коленки белым бинтом. Меня провели без очереди, а в коридоре сидели много-много актеров, все нехорошо посмотрели на меня, я виновато прохромала мимо. *** - Вы в «Чемоданах» будете красавица? *** Когда мы пошли по подземной Неглинке — направляешь фонарь и видишь конец луча, который упирается в темноту, — через некоторое время начались такие странные внутриутробные звуки из тоннеля, они словно приближались, прямо такие низкочастотные звуки, что только усилием воли мы побежали назад, но с достоинством, без паники побежали... *** Я всегда читала про старых писателей, что когда они работали, вся семья ходила на цыпочках, бесшумно: «Тс-с-с, он пишет!» Ничего подобного: за мной все носятся. Ульяна — чуть я спрячусь — находит меня тут же... Единственное, чего я лишилась, это уединения; вот, Леша, чего у меня нет. Большая у меня жертва, что я никогда не остаюсь одна. Только ночью. Брожу по дому и наслаждаюсь тем, что меня никто не окружает, кроме молчаливых пришельцев, которые все равно живут где-то параллельно. Но я пишу письмо Богу с прошением увеличить мой день, чтобы добавил в мои сутки время на письмо и на сон. Я его почти закончила. Он не проигнорирует мою просьбу. Там, в небесной канцелярии, все четко — еще ни одно мое прошение не было отклонено, все исполняется. *** Яцура полностью совпадает с моей любимой фразой по жизни: «Безумие дает нам крылья!» Эта ее нереальная способность говорить «да», когда все говорят «нет». Я всегда вспоминаю шекспировских персонажей, глядя, как она иногда движется навстречу мне, — короля Лира, например, с вафельным полотенцем на голове. Масштабная, из тех, кого я называю повелительницами ветров каких-нибудь, дождей, солнечных ударов, молодых талантов, дебютантов и неталантов тоже. Что уж тут, всякие ей подворачиваются, а она их всех преодолевает. Когда она говорит, иногда ни слова не разберешь. Кстати, таким мне запомнился Сергей Федорович Бондарчук-старший, когда-то я была в его объединении на стажировке, еще студенткой. Ничего не понятно, что говорил, но такой значительный, оторваться нельзя — мощь нереальная. Вот, а Лена... Сначала были всякие продюсеры. Но я как себя ассоциирую: вот, наверно, эти мужчины-продюсеры — они вокруг меня могли походить-походить, как вокруг кратера какого-нибудь заснувшего вулкана, даже заглянуть в эту дырку, в ней темно, ничего не видно, но опасно. И они потихоньку отходили, не рисковали, не верили, короче! А Лена Яцура — ее такие кратеры как раз завораживают. Ей без темных дыр, видно, не живется. И эта ее самая главная фишка — верить, вдохновляться. Она, конечно, может обмануться, много пены пришвартовывается к ее богатым берегам, но эти ошибки тоже величественны. У нас с ней много общего — у нас всегда по многу сумочек, записные книжки рваные, исписанные тоннами телефонов, всегда все теряем. Любительницы широких жестов! Без нее мою биографию уже не напишешь. *** Если я не вкладывала такой смысл, когда писала, это не значит, что он не возник. На монтаже — конечно, я это поняла до конца, уже когда монтировала свою «Богиню»: материал превращается в этакого тугого серо-полосатого кота, очень мускулистого и с человеческим почти лицом, улыбающимся... Этот тугой кот вырывается из рук, покрывает тебя улыбками, играет с тобой и выкручивается из рук, ты его ловишь, а он отпрыгивает — такие у меня отношения с материалом при монтаже, даже сама дивлюсь за этот «образ», но он вырывается из рук, а ты как дурак с раскрытыми руками за ним бродишь, падаешь на него и держишь его в своих пальцах, чувствуешь его только на две-три секунды — и он опять чужой, веселый и хохочущий! Когда наконец материал начинает монтироваться, совершенно меняется смысл. Когда ты пишешь, больше контролируешь. Чуть-чуть больше. А кино — это как работа с энергиями, когда колдуешь, кровь сдаешь, все это проделываешь, не ведая точного результата, — покрываешь своими энергиями. Когда пленка стрекочет в аппарате, она, покрытая серебром, считывает энергию, которая источается в атмосфере, на площадке. Поэтому я не могу понять переход на цифровые камеры. *** *** Мне кажется, это такая большая проблема — люди не могут полюбить по-настоящему. Влюбиться — да, возжелать — на каждом шагу, а чтобы полюбить... Любовь— это что-то такое... приносящее боль. Я говорю: «Это — как удар в сердце ножом». Земфира поет в нашем фильме: «Любовь — как случайная смерть». Такая гениальная формулировка, с которой я тоже согласна. *** Лара — это такой персонаж, который жизненный опыт не использует в своих корыстных целях. Наоборот, еще и еще раз идет ошибаться. Хотя если ты любишь, все равно используешь какие-то рычаги — о господи, — даже давление, чтобы этого человека не потерять. Ты больше всего боишься его потерять, только бы видеть, слышать, быть рядом, а вовсе не обладать в физическом смысле. Любовь — она не страсть, а такая зависимость, быть только в поле любимого взгляда, в поле любимого дыхания, голоса, свечения и излучения любимого тела... О боже мой, любовь — самое магическое в кино. Я раньше думала — любовь и смерть, а теперь думаю: любовь — самое мне притягательное. Я смерти не опасаюсь, ее как бы нет, все равно мы переместимся обратно сюда, а потом опять нас позабирают, а потом опять пришлют на испытания, на жизненные уроки, которые неправильно отвечали... И когда умирают молодыми, я отношусь к этому как к событию не трагического толка. Жалко тех, кто остается тосковать *** У меня есть такая черта: я считаю, что проект, которому ты посвящаешь часть своей жизни, не имеет права не состояться. Такое у меня личное «заблуждение-помешательство». Поэтому-то я не могу делать сразу много проектов, сниматься сразу во всех фильмах, которые предлагают, — я же отдаю кровь свою! А эту кровь пленка впитывает-впитывает — пленка обожает питаться кровью! Я после фильма, как донор, с белыми венами хожу. И как же проект не получится, если моя кровь уходит в пленку! Тут такой закон: сколько отдала, столько получила. © 2004, ЗАО «Афиша Индастриз» Информацию предоставил hardrain19. |
След. > |
---|