«Семнадцать мгновений весны» |
sobesednik.ru | |
Среда, 29 Март 2006 | |
Продолжение следует! Вячеслав Тихонов уже год отказывается встречаться с журналистами, отговариваясь занятостью. Олег Табаков дал единственное интервью и отказался от нескольких крупных кинопроектов. Леонид Броневой почти не выходит на сцену Ленкома. Никита Михалков отказался от съемок своего главного проекта - «Утомленные солнцем-2» и приступит к ним теперь только летом. Борис Акунин держал творческую паузу непривычно долго - полтора года. Все эти загадки разрешаются только сейчас: снимается пять серий телеэпопеи «Семнадцать мгновений весны-2». Таким образом, сериал Лиозновой, который, напомним, является 12-серийным, наконец станет 17-серийным. Премьера его состоится на «Первом» или «России» (идут переговоры) осенью этого года. На съемку Михалкова благословил Путин ...С того самого дня, как в последний, двенадцатый раз отзвучала с экранов пронзительная песня «Я прошу, хоть ненадолго...» в исполнении Иосифа Кобзона, советский зритель не переставал надеяться, что увидит продолжение истории о Штирлице. Ведь обрывалась она на самом интересном месте - Штирлиц возвращался в Берлин, где ничего хорошего ему не светило! И попытки были: прославленные артисты записали радиоспектакль «Приказано выжить», оформленный музыкой Микаэла Таривердиева. Но это, конечно, не то. Многие в 1972 году надеялись, что серий будет семнадцать, - но их оказалось двенадцать. И только теперь, когда никто уже не надеялся, к ним прибавляется еще пять. Ведь главные участники проекта - Штирлиц, Мюллер и Шелленберг живы и находятся в хорошей актерской форме. И Татьяна Лиознова согласилась быть художественным руководителем постановки, принесшей ей всемирную славу. - Кому принадлежит идея продолжения? - спрашиваем мы у Никиты Михалкова. Михалков уважительно закатывает глаза. - Самому?! - Ну конечно. Ему в год выхода фильма было двадцать. Самый впечатлительный возраст. Он посмотрел - и понял, что выбрал правильную дорогу. Это был год окончательного решения. Он даже немного подражал Тихонову, разъезжая на своем, увы, не «Хорьхе», а «Запорожце»... Один из его кумиров - Андропов, который, если помните, как раз и санкционировал съемки того сериала. Дело Юлиана Семенова подхватил Борис Акунин Сценарий продолжения телефильма заказали Борису Акунину. - Я исходил из реальных возможностей, - поясняет Григорий Чхартишвили. - Прежде всего вспомнил: кто из артистов жив и продолжает работать? Почему-то сразу подумал о Клаусе, которого Штирлиц застрелил еще в первой серии. Актер Лев Дуров - один из моих любимых. Зачем же убирать такого героя в самом начале? Я подумал, что именно Клаус - новая пружина действия. Он будет прятаться, но обиду на Штирлица затаит. И решит мстить. Дальше я рассуждал так: какие линии в картине оборваны? Прежде всего - судьба радистки Кэт, отправляющейся в Москву с двумя детьми на руках. Понятно, что артисты повзрослели... Значит, дело происходит годах в шестидесятых. Сага о Штирлице заканчивается романом «Бомба для председателя», он уже экранизирован под названием «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Полковник Исаев в этом романе - фигура скорее проходная. Он историк, давно живет в СССР, но тут его отправляют за границу бороться с неофашистами... Семенов в начале перестройки стал дописывать недостающие тома: что-то же происходило со Штирлицем с 1945 по 1963 год? Так появились три «Экспансии» и «Отчаяние» - романы о Штирлице в Аргентине и в советских застенках. Сашенька, по которой он так тосковал, погибла. Сам он выжил и реабилитирован, пишет исторические статьи... Не верю! Штирлиц, который добывал бриллианты для диктатуры пролетариата и предотвращал взрыв Кракова, - пишет статейки? Нет! Помните ли вы, в каком году Штирлиц вышел на свободу? - В пятьдесят третьем... Но куда вы клоните! - В этом же году началась публикация саги о главном герое ХХ столетия. Кто это был, помните? - Кажется... Карлсон! Что общего между Штирлицем и Бондом? - Не только. Именно в 1953 году на свет появился Джеймс Бонд. Как по-вашему, откуда взялся этот суперагент в британской разведке, сроду не умевшей готовить сильных нелегалов? Они прибегали даже к услугам Моэма - таков там был кадровый голод. И вдруг, на тебе, - агент 007! Понятно теперь, кто это такой? Полковник Исаев, которого фашисты опрометчиво посчитали мертвым, сразу после реабилитации оказался в Англии - этой цитадели холодной войны. И началась новая жизнь полковника. Что ж, постмодернист Акунин верен себе. Он привык переиначивать чужие тексты, выкраивая из них новые конструкции. Главная сюжетная линия связана, однако, не со Штирлицем. Фильм адресован прежде всего молодой аудитории, и в центре сюжета - судьба двух детей радистки Кэт. Вернее, она родила мальчика Володю и удочерила дочь доброго солдата. Помните? Дети выросли (действие фильма происходит в 1967 году) и окончили консерваторию - пародийный реверанс в сторону «русской пианистки» Кэт, их мамы. О ее военной карьере им ничего не известно - радистка (Е. Градова) уверяет детей, что всю войну была в эвакуации на Урале. Юные герои (Чулпан Хаматова и Константин Хабенский) страстно влюблены друг в друга, но пожениться не могут: они ведь считают себя братом и сестрой! Сцена, в которой Штирлиц встречается в кафе с радисткой Кэт во время кратковременного визита в Россию в канун Пражской весны, - одна из сильнейших в фильме. Они встречаются в кафе «Пельмени» на Петровке. Одним из спонсоров серии выступает знаменитая «Дарья». - Штирлиц встретится со старыми знакомыми - Мюллером и Шелленбергом? - спрашиваем мы Михалкова. - Эти голубчики помогают теперь растлевать ненавистный им социалистический лагерь. Они-то и подстроили Пражскую весну, с которой начался развал Варшавского договора. Штирлицу не удалось предотвратить Прагу, но Будапешт и Варшаву он тогда спас. Получаются мгновения Пражской весны. Жаль, до 1985 года не дожил... Хотя - как знать? Если сиквел будет иметь успех, мы подумаем и о продолжении. Кстати, у нас действует и Борман. Вместо Юрия Визбора его играет Александр Семчев. Понятно же, что Борман разъелся: столько лет прошло! «За время пути собака могла подрасти». Борман-то и задумывает развалить социалистическую коалицию изнутри. Не станем раскрывать всех перипетий. Скажу лишь, что в эпизодической роли Лени Рифеншталь снялась Рената Литвинова. Кстати, она участвовала в написании своих диалогов. - Где снималась Прага? - Там и снималась. Ну не в Риге же! Бюджет у фильма достаточный - 20 млн долларов. Надо его как следует освоить! - Говори, да не заговаривайся! - шутливо одергивает сценариста Михалков. - Ну, снимаем, хлопцы! Мы присутствуем на съемках финальной, самой важной сцены фильма. В 1967 году, после трудной работы в Праге, Варшаве и Будапеште, Штирлиц ненадолго возвращается на Родину. Ему хочется съездить в Ленинград - давно там не был... Он гуляет по весеннему лесу, присаживается на опушке - и вдруг видит идущего навстречу задумчивого юношу. Их взгляды встречаются... - Угадайте, кого Штирлиц встретил в лесу под Ленинградом? - заразительно хохочет Михалков, понимая, что мы угадаем. - Да вы что! А кто же играет будущего... ну, то есть юношу? - Галкин, - лукаво щурится режиссер. - Ну, поехали! Макс, работаем! На съемочной площадке из-за березок показывается молоденький (постарались гримеры) Галкин. Вячеслав Тихонов сидит на холодной мартовской земле, на заботливо подостланном пледе, замаскированном сухой листвой. В его глазах слезы. - Встаньте, дядя, простудитесь! - говорит юноша-Галкин до боли знакомым голосом. - Подчеркиваю: простудитесь! - Нет, мальчик, - ласково отвечает Штирлиц. - Теперь не простужусь... Автор: Быков Дмитрий , Лукьянова Ирина |
След. > |
---|