Я еще должна Гитлера сыграть? |
"Вечерняя Москва" N5 1998 | |
Понедельник, 10 Январь 2005 | |
Сцена происходит в кафе. ''У вас есть бутерброды с рыбой? Они не отравлены?" Голос невинный, взгляд прозрачный. Никто в мире не умеет задавать подобные вопросы так красиво, как она. Когда вы встречаетесь с Ренатой Литвиновой, вы видите не ее, а героиню, которую она играет. Этот персонаж привык принимать цветы и пощечины, поздравления и раздраженные взгляды. Он говорит с такими же интонациями, какими произносит текст перед камерой. Быть может, Литвинова и в самом деле не делает никаких различий? Слово "естественно" подходит Ренате Литвиновой меньше всего (впрочем, как и к кино вообще). Она "чудачка" (по определению Киры Муратовой), она "чужая" в духе персонажей Трюффо и Годара. В этом и есть ее волшебное обаяние. - Вы имеете отношение к сценарию фильма "Не хватайте скорпиона зауши"? - Нет, это сценарий Рустама Ибрагимбекова, который делал с Михалковым многие картины. - А Митрофанов ведь очень молодой: ему 26-27... - Примерно да. У него даже нет диплома: он еще не защитился. А нашему оператору всего 24 года. Его зовут Дардурян. Раньше он во ВГИКе учился, а теперь роликами зарабатывает деньги. Он очень талантлив. А если человек очевидно талантлив, я стараюсь с ним поработать. В любом качестве. - Сюжет фильма - любовный треугольник? - У героев там секс в кустах Совершенно случайно. Героиня бросает мужа и уходит, и заваривается страсть... - А она кто? - Она какая-то "почти телезвезда". Я не знаю, что в результате смонтируют. Я лично жить так, как она, не умею: чтобы с кем-то в кустах, а потом все бросить, и там какие-то страшные истории... Но интересно хотя бы в кино так пожить. - Значит, она звезда. Но как она живет, с кем? - Муж у нее серьезный человек. Его играет Александр Пороховщиков. Очень красивое лицо у него. Он достаточно взрослый уже. А о чем мы говорим? Я что-то не поняла... - Мы говорим о персонаже. - По сценарию эта женщина - животное. Внутри я протестую. Я не могу принять такое. Но так построен сюжет: и все, что говорит героиня, и как она живет. Очень трудно поломать материал. И я получаюсь - по сценарию - опять-таки воплощенное зло. Как всегда. Как обычно. Сволочь такая, женщина, которая ради секса предает. Я думаю, это - мужской сценарий плюс позиция режиссера-мужчины. Может быть, они боятся женщин, и поэтому показывают их именно таким образом. Не все, конечно! Но часть - точно. Хотя это очень уважаемый сценарист - Ибрагимбеков. Скажите мне, почему меня так воспринимают? - Ваш образ со стороны кажется очень холодным, с нарочитой дистанцией по отношению ко всем. - Про меня говорят: "эсэсовская сука" или "снежная королева". Второе мне нравится, а первое... - Вы сопротивляетесь этому образу или уже смирились? - Мне кажется, что он будет исчерпан. Или я состарюсь, или что-нибудь другое сделаю. Мне кажется, все в моих руках. Актрисы часто бывают бесправными. А я - я сама выбираю, что хочу испытать. У меня нет комплексов актрисы, которая сидит и ждет роли. Я могу сама себе роль написать. - Вы хотите одновременно и быть сценаристам и играть главную роль, чтобы быть абсолютно свободной? - У меня просто нет другого выхода. Надо попробовать самой что-то снять. Посмотреть, получится из меня режиссер или нет. - Это уже амбиции - быть режиссером. - Нет, но знаете, когда у вас нет другого выхода... Я уже попробовала и то, и это, и это... - Ведь Вы попробовали относительно немного. - Я попробовала сниматься, попробовала отдавать свои идеи не самым плохим режиссерам. И все равно, исключая только Киру Муратову (с ней я испытывала чувство неполноценности), я, как и все сценаристы, чувствую себя неудовлетворенной. Я и сниматься стала только потому, что мне было интересно сделать что-то свое. Вообще, в этом фильме, у Жени Митрофанова, первый случай, когда я не свои тексты играла. Конечно, лучше работать со своим сценарием. Это более правильно. Но ни в коем случае не считаю себя актриской. Мне интересней играть то, что я сама сочинила. Лучше сделать одну хорошую работу, чем много плохих, и страдать потом. Сейчас я снимаюсь у Рустама Хамдамова. Съемки будут в Казахстане. Вот там я и пишу тексты и играю. Спивающуюся, потерянную пьяницу. Ничего, мне нравится. Пьяницу играть -это классика в кино. Это очень интересно. - Роли, которые Вы пишете для самой себя, не положительные... - Но и не отрицательные. Они немножко пугают (ведь неотвратимое в жизни всегда пугает). Но это не отрицание. Я все равно не скажу всей правды, потому что сама ее не знаю. - У Митрофанова - Ваш персонаж - тоже отрицательный? - По сценарию эта женщина - как животное. Когда я читала роль, я понимала - то, что она делает, ужасно. А вот глядя на эту героиню в моем исполнении, так уже нельзя сказать. - Вы сумели это сыграть? - Не знаю. Я ничего не играла. Просто так... Я даже не могу употреблять слово "играть". При том, что у меня отрицательная роль, когда я вижу ее (себя?) на экране, во мне рождается очень сильная симпатия к героине. - Это означает, что Вы поможете сыграть абсолютно отрицательного персонажа? - А я не хочу этого делать. Изображать абсолютно отрицательное? Это не те характеры, чтобы их так играть. А настоящие антигерои мне еще не попадались. Я еще должна Гитлера сыграть? - Вам не интересно как актрисе, испытывать на себе персонажа, который на Вас совсем не похож? - Ну, вот на эту героиню я совсем не похожа. И в "Трех историях" я совсем не такая, как Офелия. Вы же меня знаете, какая я в жизни? Я такая разве? - Может быть, отчасти да. Я думаю, что Вы не случайно сами пишете для себя роли? - Я не знаю. Я не могу понять вашего вопроса... - Мне кажется, что для актера важно примерить шкуру абсолютно другого человека. - Так я же не актриса. Мне не нравится перевоплощение. Мне нравится, когда человек что-то транслирует про себя. Что-то свое отдает. Это интересно. - Значит, во всех фильмах, где Вы снимались и где Вы снимаетесь сейчас, Вы остаетесь Ренатой Литвиновой? - Отчасти да. Хотя, не знаю. Я всегда сохраняю дистанцию между персонажем и собою. Всегда есть дистанция. И достаточно большая. - И в жизни? - Между мною и людьми? Да. Конечно. - Как давно Вами построен такой искусственный персонаж? Вы придумали, как должны себя вести, как говорить? - А вот Вы относитесь ко мне симпатией или, наоборот хотите разоблачить? - Когда общаешься с Вами, возникает ощущение нереальности, искусственности... - Как будто я в жизни играю... Может быть, во мне вы видите отражение себя? Потому что я могу вернуть вам этот комплимент. - Мне кажется, Вы - идеальный образ актрисы сороковых-пятидесятых годов. - Да, мне нравится этот тип. Тотальная дистанция между ним и народом. Тогда ведь были только черно-белые открытки. Актрисы не приходили и не смешивались с людьми. Они были настоящими звездами. Это так легко сделать! Почему этого не делают наши артистки? Я не понимаю. Вот Олег Меньшиков. Он тоже себя очень дозирует. - Вам важно, как люди относятся к Вам? - Нет. Хотя, конечно, это как-то ранит. И я не всегда готова к этому Можно наращивать толстую кожу, но все равно иногда больно. Я отстраняюсь от того, что обо мне пишут. Просто пишут про некую Ренату, которой я не являюсь. Я вычислила, что другая Рената существует. Вот я сижу здесь, и здесь есть какое-то излучение и какие-то журналисты, и это пересечение рождает новую Ренату. Раздвоение присутствует. - С Вами происходит очень интересная вещь. И это связано с плачевным состоянием кино в России. Ведь люди в большинстве своем знают Вас по фотографиям в журналах, а не по киноралям как таковым. - А где люди могут посмотреть кино? "Увлечение" показывали по телевизору всегда после полуночи. Например, некоторые говорят: "Вот Вы снимаетесь в роли медсестры". Я говорю: "Нет-нет, Вы ошиблись". "Боже мой, Вы даже говорите, как она! У вас же такой голос". Было со мной такое. - Очень сложно принять киноактрису, которая снималась у Киры Муратовой и одновременно для нового 'Плэйбоя". Это абсолютно противоположные принципы жизни и творчества. - А может быть, Вы и не правы! Почему это Кира не может смешиваться с "Плэйбоем"? Ей, скорее, это даже понравилось бы. Это модификация старого образа - его современная модель. - Вы можете сказать о своих ролях, что они не только не похожи на Вас, но и могут быть опасными? - Дело в том, что такая есть теория. Но мне кажется, что если бы я их не сыграла, они бы проникли в мою реальную жизнь. А так я воплотила их на пленке и избавилась от них. Я отдала их пленке. Вот такая моя теория. - То же можно сказать и про желание писать? - Конечно, когда нормальный человек счастлив и благополучен, с чего он будет писать? Он же не будет писать на бумаге: "Я СЧАСТЛИВ! Я СЧАСТЛИВ! У меня все хорошо!" Это никому не интересно. "Вечерняя Москва" N5 1998 |
След. > |
---|