Главная О Ренате Интервью Будущее принадлежит сильным людям
Рената:
"Я считаю, везет каждому, только не каждый умеет этим пользоваться."
Меню
Главная
О Ренате
Творчество
Любимое
Фотогалерея
Гостевая
Форум
Чат (временно)
Ссылки
Пользователи
Регистрация
Забыли пароль?
Поиск
Контакты
 Пользователь:
 Пароль:
 Запомнить
Кто на сайте?
Сейчас на сайте 4 гостей онлайн
Будущее принадлежит сильным людям
"Ваш досуг". №08 (51) 26 февраля - 4 марта 2002   
Понедельник, 10 Январь 2005

Общаясь с ней, я почему-то вспомнила детскую игру "Ассоциации". Рената в моем воспаленном от работы воображении ассоциировалась с молнией: когда и куда ударит, одному Богу известно. Временами загадочная Рената своим темпераментом мне напоминала осенний дождь - она так же ровна и спокойна. Но предсказать ее настроение и угадать желание, мне показалось, так же бессмысленно, как и попытаться предсказать погоду, гадая на кофейной гуще. Мы несколько месяцев общались по телефону, прежде, чем я услышала: "Хорошо, приезжайте сегодня". Потом я пару раз переписывала интервью, поскольку Рената терпеть не может чужой правки и редактирования. "Я сама пишу, поэтому не люблю кондовых текстов. Не надо меня редактировать. И вообще-то мне абсолютно все равно - выйдет интервью или нет". Но мне было не все равно, потому что умные собеседники попадаются нечасто. Я не поленилась, текст переписала, сохранив стилистику Ренаты, и тщетно пыталась показать ей "творение". Сценарист и актриса Рената Литвинова всегда очень занята.

- Рената, несколько недель мы договаривались с Вами об интервью, Вы были постоянно заняты. Признайтесь: чем?

- Идет монтаж фильма «Небо, самолет, девушка», и я целыми днями пропадаю на работе. Ведь это мое детище: я и сценарист, и исполнительница главной роли, и продюсер проекта. Неудивительно, что мои мысли сейчас заняты только фильмом. - Кто Вы по образованию?

- Кинодраматург. Но уже выступила один раз в роли режиссера, сняв фильм «Нет смерти для меня». - Режиссура в Вашей жизни будет присутствовать и дальше?

- Обязательно.

- Кстати, о фильме. Он поразил меня своей откровенностью. Великие русские актрисы - Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова, Татьяна Самойлова - обнажали перед камерой душу. Вам не стало страшно, что красивые знаменитые актрисы так одиноки?

- Мне многие говорили, что я спекулировала на этой теме и специально выбирала такие судьбы. Клянусь, я снимала лишь тех, кто мне не отказал. Я сформулировала потом для себя, что кино - это дьявол, которому они продали свою душу в надежде, что им будет принадлежать весь мир. Он им и принадлежал. Но жизнь истрачена. Кино - такая вещь, которая забирает тебя без остатка, сжирает твою судьбу, твою жизнь.

- Как удалось найти общий язык и настроить актрис на откровенность?

- Они все оказались замечательными, значительными женщинами. Я с ними сама была откровенна. Нельзя придуриваться в откровенности. Помню, как я перед съемками рассказывала про мужей, еще про кого-то Лидии Николаевне Смирновой. Она посмотрела на меня так: «Да?». Может, нескромно скажу, но фильм по-настоящему великим сделала Нонна Мордюкова. Такие великие монологи могла исполнить только она. Поражаюсь, как мало ее снимали в кино. Насколько она великая актриса! После выхода фильма Нонна Викторовна сказала: «Рената, никого не слушай. У нас потрясающий вышел фильм». И потом мне было все равно, кто что скажет. (Хотя многие талантливые актеры и режиссеры поздравляли Ренату с победой. Она за это им очень признательна - прим. авт.)

- Вы сказали, что Вас интересует тема старости. Не рановато ли? Вы к своему возрасту как относитесь?

- Спокойно. Все знают, сколько мне лет, но я считаю, что необязательно мне лишний раз об этом говорить. Смотрела сегодня на свои фотографии и думала: «Надо же! Как я красиво старею!». Эту тему достойного ухода в старость, я специально исследовала. Благородно состариться удается немногим, это божий дар. На это способны лишь личности, к тому же имеющие волю, чтобы отмежевать на определенном жизненном этапе свою физическую оболочку, которая имеет способность дряхлеть, стареть. Она конечна в отличие от души.

- Как Вы сами отслеживаете состояние своей физической оболочки?

- Стараюсь мало есть. Человеку свойственно много есть. Внутренние силы не справляются с таким количеством еды. Даже в Библии написано, что нельзя заботиться о собственном виде больше, чем о собственной душе. Иногда бывают перекосы, когда люди сильно озабочены различными йогами, голоданием, протиранием мочой и так далее. Это же ужас! Или качаются целыми днями в клубах, непомерно интересуются своей внешностью, покрытием ногтей, линией силиконовых грудей. На самом деле это такая неестественность, негармоничность, которая перетягивает человека не в ту сторону, обезображивает и его лицо, и внутренность. Любое ухаживание за собой должно иметь границы. Наверное, вообще все «слишком» очень вредно. Надо оставлять время для души. Надо смириться с тем, что мы все конечны, смертны. К этому надо относиться спокойнее.

- Вы сыграли в нескольких фильмах, не имея актерского образования. Не боялись выглядеть дилетанткой?

- Когда я вижу слабых театральных актеров, понимаю, что полученные в вузе знания мешают им. Они пытаются выехать на технике, а это вызывает тошнотворный эффект. Они переигрывают, утрируют чувства. Мне нравится, когда человек играет самого себя в предложенных обстоятельствах. Если личность интересна, ей есть что сказать, она сможет все и в любой ипостаси будет вызывать интерес. Когда человек фальшивит, это ужасно бросается в глаза.

- Когда Вы почувствовали, что Вам есть что сказать людям?

- Нет, ну что вы? Для этого надо иметь дикую уверенность в себе, а значит, потерять некую адекватность. Человек всегда должен быть неудовлетворенным. Я всегда говорю: люди очень склонны к деградации. Поэтому себя нужно все время тренировать и держать в тонусе. Потому что человек, конечно, теряет силы, устает, ему кажется, что вечером лучше лечь на диван, уставиться в телевизор или поставить перед собой горы еды и питья. Его поглощает какая-то темная волна, ему ничего не хочется. Нужно держать себя в напряжении и не поддаваться. А для этого всегда должна быть воля и цель, которая будет тащить тебя. Но не материальная. Материальная цель - это потолок, который будет на тебя давить...

- Какая цель есть у Вас?

- Реализоваться, чтобы почувствовать себя спокойной наконец. Идут какие-то потоки, я пишу, понимаю, что нужно сделать книгу, надо родить еще одного ребенка. Есть ведь женщины, которые не знают, что такое дети, у них их нет. Я думаю, что это их счастье, что они не понимают, насколько не состоялись в этой жизни. Они же ведь не понимают... Может, это жестоко звучит, и я не имею права так говорить, но все-таки они очень многое потеряли...

- Вы поздно стали мамой...

- Да, это называется «старородящая». Кстати, в фильме «Небо, самолет, девушка» я снималась на третьем месяце беременности. Дети ведь не наша заслуга. Они даются свыше. Бывают женщины - так за собой ухаживают, так стараются, но не могут забеременеть. А бывает, живешь какой-то жуткой жизнью. Я мало спала, много писала, пила много кофе и знать не знала, что получится. И вот у меня родилось такое чудо.

- Но с Ульяной, наверное, чаще всего бывает няня?

- Да, у нее есть няня. Мне помогает мама, и вообще я стараюсь бывать больше дома. Сейчас я здесь, потому что надо было посмотреть отснятый материал. Времени нет совершенно, ведь я должна успеть побыть мамой.

- Что это значит? Что Вы делаете с дочкой?

- Что я с ней только ни делаю! Подбрасываю, пытаемся с ней ходить и сидеть, и поговорить нам надо. Иногда сижу в каком-нибудь месте и думаю: «Чего я тут делаю? Мне так хочется домой!»

- А кто у нас папа?

- Ой, папа - это... Бог нам послал такого папу! Я часто говорю: я выстрадала такого хорошего человека! В какой-то момент я решила вообще не выходить замуж. Поняла, что это не мое. У меня был до этого брак, и я подумала, что, наверное, для этого просто не гожусь. Это не значит, что тот человек был плохой, нет, он был очень хороший, добрый, просто не сложилось. Но Бог послал мне его. Получилась какая-то романтическая история. Как будто кто-то ее срежиссировал.

- Как зовут избранника?

- Его зовут Леонид.

- Чем он занимается?

- Строит мосты. Вот он как раз состоявшийся человек.

- Какие черты должны присутствовать в Вашем мужчине?

- Он меня уважает, я уважаю его, и в отличие от многих других людей он гордится мной, и это его не уязвляет. Знаете, почему-то так бывает, что тех мужчин, которые рядом, начинает уязвлять твоя востребованность, то, что тебе нужно больше работать. Что у тебя есть желание это делать... Я могу ночью сесть писать, а он будет тихо похрапывать под боком. Его это не раздражает, а наоборот, он мной гордится. Самое важное в брак - чтобы человек был твой соратник, твой друг. Чтобы он тебя жалел, сочувствовал, был близким человеком.

- Дома о своих рабочих замыслах рассказываете?

- Да, мужу это очень интересно. Я иногда даже говорю: «Может, лучше книжку почитаешь?»

- Но Вы, наверное, не можете его работу обсуждать?

- Я стараюсь. Я, правда, человек не технический и вообще дремучий в этом вопросе. Но иногда езжу смотреть его мосты, они очень красивые.

- Каким ребенком Вы были?

- Я была очень хорошей. Сейчас, наверное, стала жесткой. Жизнь ужесточает. Смотрю иногда на детей и не понимаю, почему есть дети хорошие и дети-агрессоры, угнетатели? Знаете, я еще так мало познала. Эти дети потом куда-то деваются, растворяются, как сахар в горячей воде. Но в детстве оказывают на других какое-то травмирующее влияние. Иногда мне даже бывает неприятно вспоминать школьные годы. Какие-то были мальчики низкорослые, темные. Я вспоминаю каких-то злых детей и думаю, что, наверное, я была какая-то не от мира сего. Наша классная руководительница все время меня оставляла после уроков и учила мыть полы, правильно выжимать тряпку. А потом она сказала детям: «Не трогайте эту небожительницу!». Сейчас я умею мыть полы, но тряпку выкручиваю не так, как учила она. Шло какое-то навязывание того, как правильно делать, как неправильно.

- Неужели полы дома сами моете?

- Конечно. Мне помогает, правда, по хозяйству одна девушка. Вчера мыли с ней стены в квартире. Я полезла под кровать, а она стояла на стремянке.

- А готовите тоже сами?

- Сама. Другое дело, что я не готовлю всякие борщи, шанешки, мясо с гарниром. Потому что это не полезно, от этого только раздуваешься. Сегодня, если вам интересно, ела гречневую кашу с огурцом, пила зеленый чай. Потом нервничала и пила много кофе.

- Видимо, нервничали из-за работы. А что еще может Вас вывести из себя?

- Да что угодно, я ведь живая. Меня может вывести из себя все, что касается близких, далеких людей. Выезжала сегодня, увидела аварию. Человек сел в машину, поехал за хлебом, взял с собой собаку, а в него влетела другая машина. Смотрю, лежит собака, а человека достают. Или, например, моя подруга в 25 лет выбросилась из окна. И я боюсь спросить у человека, который с ней жил, почему такое случилось. Наверное, жестоко ему об этом напоминать. Вам говорю, а ему боюсь.

- Откуда Вы такая взялись, Рената?

- Мама у меня врач, папа тоже врач. Правда, он рано умер. Я родилась в Москве.

- А имя у Вас литовское?

- Английское. Означает «правящая, солнечная».

- Рената, а как рождаются Ваши сценарии?

- Рождаются и разрывают меня. Но вообще-то это заслуга не моя. Способности даны свыше. Ты просто имеешь внутри себя устройство, которое способно слышать и воспринимать. Идеи носятся в воздухе. Их надо только поймать.

- В фильме «Граница. Таежный роман» Ваша Альбина очень забавно тонет в болоте. Тихим голосом зовет подруг. Вы на нее похожи? Как реагируете вы, Рената Литвинова, в подобных ситуациях?

- Альбина так тонет, потому что было руководство Александра Наумовича Митты. Для меня это был очень интересный опыт. Потом многие спрашивали: «Как же так? Ты снялась в сериале, у народного режиссера». А я считаю, что этот опыт меня не разрушил, а наоборот, сконцентрировал. Альбина на меня совсем не похожа. Это лишь образ. Я сказала Александру Наумовичу: «К чему вы ни прикасаетесь, все превращается в золото». Потому что фильм смотрит народ, и это ему очень нравится. Второй раз смотрю этот фильм, очень трогательно. Знаете, мне стало трудно ходить в магазин, у меня просят автограф. Александр Наумович мне говорил: «Ты была артисткой арт-хауза, а будешь артисткой народной». Я не верила, но оказалось, зря, что не верила.

- Если бы Вы в болоте тонули, звали бы на помощь?

- Тонула бы, а никто не вытаскивал бы? Ой, не знаю. Наверное, я бы покричала, а может быть, смирилась бы. Бывают моменты, когда ты не должен бороться, когда все бессмысленно. Я прихожу в отчаяние, когда люди в моменты, когда они должны быть сильными, прогибаются, предают себя. Они слабые. Все-таки будущее принадлежит людям сильным.

- Свою дочку как будете воспитывать?

- Детям нужна в первую очередь любовь. Хочу, чтобы она была любимой, для девочки это очень важно.

- Если она будет сильной женщиной, ее могут начать бояться мужчины...

- Если она будет сильной женщиной, я ничего не смогу поделать с ее характером. Очень важно для меня, как женщины неслабой, ее не подавить. И в то же время, важно, чтобы она чувствовала тыл. В психологии это называется «момент тыла», надо, чтобы твой ребенок уважал тебя. Выходя в этот мир, он должен уважать своих родителей. Если он тыл не чувствует, то начинает его искать в случайных людях.

- А у Вас самой такой тыл был?

- Да, я очень уважала свою маму. Она меня воспитывала одна, и я ее очень уважала.

- Лев Толстой утверждал, что жизнь можно узнать, лишь побывав в тюрьме. Вам так не кажется?

- А он сам-то там был? Мне бы не хотелось там оказаться. Говорят, что от сумы да от тюрьмы нельзя зарекаться. Мне кажется, ограничение свободы - ужасное наказание. Нахождение в обществе людей, навязанных тебе, тоже очень страшное наказание. Ограничение свободы и общение, которое тебе не свойственно, - это большое испытание. Телесные невзгоды - это уже дело второе. Когда ты зависишь от людей неблизких, это страшно.

- Как Вы сами выбираете людей для общения?

- У меня так мало времени для близких и родных людей, что общение с посторонними становится большой роскошью. Я общаюсь крайне избирательно.

- Мы с Вами беседуем накануне праздника всех влюбленных - Дня святого Валентина. Вам нравится этот праздник?

- Не очень нравится, потому что мне не нравится имя Валентин. Оно не мужественное какое-то. Этот праздник не очень свойствен русским людям. У нас скорее 8 Марта - День святого Валентина.

- А какие праздники Вы любите?

- Я люблю Новый год. Этот серебристый бесконечный снег, елка, салат - оливье, шампанское! Отмечаю дома, в семье, потом идем по разным товарищам.

- Но на День всех влюбленных будете подарки мужу делать?

- Я всегда люблю делать подарки. Это просто знак внимания. Если человек тебя любит, его внимание выражается в подарках. Я не понимаю, когда кто-нибудь говорит: «Ой, он меня любит, но любит вот так: никогда не звонит, подарков не дарит, слова не скажет ласкового, никогда не пожалеет». Мне кажется, это не любовь. Только когда ему нужно, он тебя исполосует. Это неправильно. Я очень уважаю людей, которые способны любить, пусть даже безответно, с самоотдачей. Ведь они полноценные люди. Ведь тогда прозвучали все струны. Человека такие испытания только украшают, укрепляют, и потом ему за это обязательно будет возблагодарение. А люди, которые себя экономят, гребут под себя, - равнодушные, холодные, какие-то ущербные. Я думаю, может быть, они просто слабые? Любовь - это что-то божественное.

- Вам свойственно не повторять свои ошибки в любви?

- Бывает, женщина говорит: «Я все время оказываюсь в одной и той же ситуации!». Я считаю, что это неправильно. Ситуация будет повторяться, пока она не сделает правильно, тогда она выйдет на новый виток.

- Стали бы Вы привораживать любимого?

- Знаете, как говорится? Любишь - отпускай.

"Ваш досуг", Алла Фрейд

 

  След. >
Copyright 2000 - 2005 Miro International Pty Ltd. All rights reserved.
Mambo is Free Software released under the GNU/GPL License.