Рената:
"Я думаю, ущербность содержится в любой профессии.Профессия - это работа.Разве человек создан для работы?"
Меню
Главная
О Ренате
Творчество
Любимое
Фотогалерея
Гостевая
Форум
Чат (временно)
Ссылки
Пользователи
Регистрация
Забыли пароль?
Поиск
Контакты
 Пользователь:
 Пароль:
 Запомнить
Кто на сайте?
Сейчас на сайте 2 гостей онлайн
Любимая Кира
* http://www.kinobar.ru *   
Понедельник, 14 Март 2005

Муратова Кира Георгиевна

Биография, фильмография и награды.

 

Родилась 5 ноября 1934 г. в селе Сороки (Бессарабия, сейчас - Молдавия).
Первая фамилия - Короткова.
Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа (маст. С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1961 - режиссер Одесской киностудии.
 
Одним из самых заметных кинохудожников Советского Союза, а затем России стала Кира Георгиевна Муратова. Ее камерные, тихие (как правило, без музыкального сопровождения) картины произвели настоящий переворот в советском кино. В ранних своих фильмах "Короткие встречи" и "Долгие проводы" Муратова показала героев, не отягощенных политической нагрузкой и не озабоченных построением "светлого будущего". Подобный факт случился едва ли не в первый раз за всю социалистическую эпоху. Режиссера интересовали проблемы одиночества и выбора жизненного пути, конфликт между профессиональным долгом и семейными ценностями. Эти вопросы вечные, поэтому старые ленты Муратовой до сих пор воспринимаются свежо и остро.
А началось все с дипломной работы "У Крутого Яра" и первой полнометражной ленты "Наш честный хлеб", сделанных в соавторстве с Александром Муратовым. Уже в них заметны приметы ее фирменного, неповторимого стиля. Затем вышли два вышеупомянутых фильма, которые до сих пор, пожалуй, остаются самыми известными в творчестве Киры Муратовой. В дальнейшем режиссер несколько поменяла интонацию. В ее картинах появляются мизантропские, мрачноватые нотки. В ленте "Познавая белый свет" режиссер показывает исчерпанность "поэзии трудовых будней": любовь совершенно положительных героев, работающих на "стройке пятилетки", трагична и несчастна - вопреки всем канонам советского кинематографа, по которым все честные трудящиеся должны быть счастливы. Тем не менее, эта лента еще оставалась отражением лирической грани муратовского таланта. А вот следующие два фильма - "Среди серых камней" (кстати, под псевдонимом Иван Сидоров) и "Перемена участи" - вышли достаточно злыми, местами даже циничными. Затем последовал "Астенический синдром", который стал широко известен и вновь заставил общественность вспомнить подзабытый культ Муратовой. В "Синдроме" наиболее ярко проявились все неповторимые черты ее режиссерской манеры: некоторая патология героев, бесконечные повторы реплик, "высокое косноязычие" персонажей (по определению одного критика). После трехлетнего перерыва (а снимает Кира Георгиевна вообще нечасто, долго вынашивая замысел) появляется "Чувствительный милиционер" - смешная и на удивление светлая картина, напомнившая ранние фильмы режиссера. В похожем духе выдержаны и "Увлеченья", рассказывающие об азартном и безумном мире скачек. Однако вскоре после этого Муратова снимает самый жестокий и циничный свой фильм "Три истории". Лента состоит из трех новелл (в которых главных героев играют Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и Олег Табаков), повествующих о причудливых убийствах с самой неимоверной мотивацией. Муж убивает соседку за то, что она ходила по коммуналке голой и смущала его жену; медсестра по имени Офелия устраивается в больничную регистратуру, чтобы отыскать и утопить бросившую ее в роддоме мать; девочка отравляет инвалида-дедушку потому, что он надоел ей поучениями и не пускает ее гулять... Когда Муратову спросили, почему она показывает мир таким мрачным, она лишь ответила, что ничего особенного не изобрела, жизнь на самом деле куда хуже, чем ее показывают. Последняя лента режиссера - "Второстепенные люди" - получилась не менее мрачной. Ее основная мысль заключается в том, что умирают те люди, которые этого не хотят, а ищущий смерти никак не может ее обрести. Все приметы самобытного муратовского стиля доведены здесь почти до абсурда, что делает картину похожей на сюрреалистическую самопародию.
Киру Муратову в советское время очень не любило киноначальство, обвиняя в "формализме и чуждости". Ее герои настолько не вписывались в систему, а ее кинематографическое видение настолько отличалось от общепринятых канонов, что многим становилось не по себе - едва ли не физически. Однако с течением времени к ней пришло и официальное признание (к примеру, Украина наградила Муратову Государственной премией и званием народной артистки). Мастерство и уникальность режиссера очевидны. Она всегда умудряется идти против течения - куда бы течение не поворачивалось - и показывать известных актеров в самых неожиданных амплуа. Всегда впечатляет ее работа с фактурой (известный критик Сергей Кудрявцев даже назвал Муратову "укротительницей фактуры"): привычный мир словно открывается по-новому, обычные люди перестают быть "серыми" личностями, а их проблемы вырастают до общечеловеческих масштабов. Лишнее доказательство ее влияния на кинообщественность - множество отечественных и международных наград.

ФИЛЬМОГРАФИЯ И НАГРАДЫ

У КРУТОГО ЯРА (1961) - режиссер, сценарист.

НАШ ЧЕСТНЫЙ ХЛЕБ (1964) - режиссер.

КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ (1967) - актриса, режиссер, сценарист.

ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИ (1969) - актриса.

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ (1971) - режиссер.

ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ (1978) - режиссер, сценарист.

СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ (1983) - режиссер, сценарист.

Я ТЕБЯ ПОМНЮ (1985) - монтажер.

ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ (1987) - режиссер, сценарист.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Большая премия" за 1987 год.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Приз за режиссуру" за 1988 год.

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (1989) - режиссер, сценарист.

Премия "НИКА" в номинации "Лучший игровой фильм" за 1990 год.

Специальный приз Берлинского кинофестиваля за 1990 год.

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МИЛИЦИОНЕР (1992) - режиссер, сценарист.

Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы в конкурсе "Фильмы для избранных" за 1992 год.

ПОСТОРОННИЙ / ЖИРАФ (1993) - актриса.

УВЛЕЧЕНЬЯ (1994) - режиссер, сценарист.

Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы российского конкурса" за 1994 год.

Премия "НИКА" в номинации "Лучший игровой фильм" за 1994 год.

Премия "НИКА" в номинации "Лучшая режиссура" за 1994 год.

Почетный "Леопард" МКФ в Локарно.

Лауреат Российской независимой премии "Триумф-95".

ТРИ ИСТОРИИ (1997) - режиссер, сценарист.

Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы за режиссуру" за 1997 год.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛЮДИ (2001) - режиссер, сценарист.

Премия ФИПРЕССИ на фестивале "Кинотавр" за 2001 г.

НАСТРОЙЩИК (2004)  - режиссер, сценарист.

Орден ЯРОСЛАВА МУДРОГО IV степени "за значительные личные заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в кинематографии". 05 ноября 2004

 

 

Copyright 2000 - 2005 Miro International Pty Ltd. All rights reserved.
Mambo is Free Software released under the GNU/GPL License.